| Малые соционические группы «Формы мышления» |
|
|
Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г.
„Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, — это все равно, что требовать от него, чтобы он прекратил быть самим собой. Всякая личность сохраняет себя, допуская изменения в своем способе мышления и бытия только в том случае, если эти изменения могут вписаться в единство и непрерывность ее духовной жизни.“ Мигель де Унамуно
Использование малых соционических групп «Формы мышления» («Кольца контроля», «Ревизные группы») позволяет нам проанализировать способы Особенность данной тетратомии в том, что все типы любой из четырех ее составляющих малых групп находятся в цепочках контроля. (Например: ЭИИ –> ИЛЭ –> ЛСИ –> ЭСЭ -> ЭИИ). Если попытаться найти в них общие черты в нашем привычном понимании, то может показаться, что образы таких типов имеют между собой мало общего. Что же их объединяет в однородные группы? Их объединяют три признака Аугустинавичуте-Рейнина (ПАР), ни один из которых не входит в состав группы признаков Базиса Юнга, которых мы привычно подсознательно используем для сравнения. Тетратомия «Формы мышления» строится на признаках: статика-динамика, позитивизм-негативизм и процесс-результат. Часть социоников пренебрежительно называет эти признаки дополнительными, некоторые соционики вообще не признают их существование. Мы в НИИ Соционики по каждому из них провели целевые эксперименты [3, 4, 5, 6], которые наглядно продемонстрировали их существование, возможность наблюдения, фиксации и практического применения. Так, что же эти ПАР привносят в то, что мы называем процессом мышления: Процесс - постепенное погружение в обдумываемый вопрос, отслеживание самого процесса мышления: "вариться в теме", и тогда нужный результат "всплывет" как бы сам собой. Результат - поэтапное, пошаговое размышление с фиксацией достигнутых промежуточных результатов, которые послужат опорой для достижения конечного. Позитивизм - максимально продуктивное начало анализа: с проработки выгод, перспектив, приобретений; с изучения сходства и общих черт обдумываемой задачи с другими проектами. Негативизм - максимально продуктивное начало анализа с рассмотрения подводных камней, возможных трудностей и затрат; с изучения отличий обдумываемой задачи от других задачи (стоящих сейчас или имеющихся в опыте). Статика - процесс мышления нацелен на устойчивые закономерности с опорой на модели, структурные схемы, таблицы. Динамика - процесс мышления нацелен на действия, предыдущий опыт, представления о развитии процессов. Первым на эту тетратомию обратил внимание В.В. Гуленко [1]. Мы в НИИ Соционики не провели, как у нас обычно принято ее полноценного экспериментального исследования, но тем не менее многочисленные результаты ее проявлений были нами получены на консультациях и в процессе проведения учебных тренингов. Материалы статьи основаны на этих результатах.
Названия самих малых групп этой тетратомии отражают особенности структуры мышления каждой из групп Голографическое мышление (полно-описательное, негативное, индуктивное) Аналитическое мышление (причинно-следственное, позитивное, дедуктивное, формально-логическое, детерминистическое) Типы: ИЛЭ, ЛСИ, СЭЭ, ЭИИ Вихревое мышление (синтетическое, позитивное, индуктивное или синергетическое) Типы: ЭСЭ, ИЭИ, ЛИЭ, СЛИ Диалектико-алгоритмическое мышление (синтетическое, негативное, дедуктивное) Типы: СЭИ, ЭИЭ, ИЛИ, ЛСЭ
Подробнее о каждой группе
АНАЛИТИЧЕСКОЕ. Процесс+Статика+Позитивизм (ИЛЭ, ЛСИ, СЭЭ, ЭИИ): Аналогия: «Картина» Всякая вещь в природе является либо причиной, направленной на нас, либо следствием, идущим от нас. (Марсилио Фичино)
Процесс мышления представителей данной группы заключается в построении и анализе
некой общей «картины», отображающей действительность в виде сети цепочек причин и следствий, где каждое очередное следствие выступает в качестве причины для последующего. Поведение системы описывается через нахождение простых ее составляющих и связей между ними. Это сопровождается процессом объединения отдельных объектов в группы с выделением их общих признаков.
Преимущества Такое мышление - континуальное: между отдельными элементами и точками зрения на них нет барьеров, одна точка зрения может плавно перетекать в другую, порождая новые цепочки причин и следствий: «Яблоко может послужить причиной открытия Закона всемирного тяготения, только если упадёт на подготовленную… голову». (Джулиана Вильсон) Обычно проявляют желание углубиться, погрузиться в обдумываемый вопрос, в причины происходящего, "повариться в теме", тогда нужный результат "всплывет" как бы сам собой Работа над такой «картиной» дает простор для размышлений, возвратов и пересмотров однажды сделанных выводов: Им в большой степени присущи выносливость, оптимизм: оттеснение тревожащих мыслей на задний план и растворение их в положительном сценарии.
Рекомендации к повышению работоспособности Формулировать задачу в виде схем, графиков и структур, отображающих цепочки процессов, которые необходимо наладить. Начинать анализ со стороны выгод, перспектив, приобретений. Изучать сходства и общие черты обдумываемой задачи с другими задачами. Расставить по времени точки контроля эффективности произведенных действий. В силу возможной переоценки своих сил, желательно к этому анализу подключать окружение для помощи в выявлении наиболее вероятных неприятностей, (ошибок). При планировании стоит закладывать значительные запасы ресурсов на возможные непредвиденные ситуации.
Подход к обучению, самообучению Объяснять общие схемы, давая возможность дальнейшего освоения технологии самостоятельно, через практику "на деле". Возможна некоторая эйфория от фокусировки на успехах. Поэтому важно вовремя указывать на недоработки и ошибки.
Как управлять сотрудником аналитического мышления Представлять задачу в виде процесса, который необходимо наладить В силу возможной переоценки сил закладывать большой запас на непредвиденные негативные ситуации, отдельно проговорить возможные риски
Недостатки Мышление часто чрезмерно фокусируется на схеме, логической или этической, с построением длинных (иногда слишком сложных, а порой слишком оптимистичных) цепочек из причин и следствий. Часто происходит увлеченность процессом, трудно поставить завершающую точку. Это может приводить к зацикливанию, задержке выхода на реализацию задуманного. Может происходить накапливание открытых гештальтов, отложенных дел.
ГОЛОГРАФИЧЕСКОЕ. Результат+Статика+Негативизм (ЛИИ, СЛЭ, ЭСИ, ИЭЭ): Аналогия: «Слайд-шоу или «тематический вернисаж» «Я не интеллектуал — более того, всерьез обеспокоен попытками американской прессы рекламировать меня как «интеллектуала новой волны». Кто я? Попробую сформулировать. Мастер осязательного мышления, скажем так. Да, я познаю мир наощупь.» (Девид Боуи)
«Кто не умеет отдыхать, не умеет и работать; кто не способен отпустить, не способен и удержать; кто не может найти под ногами почву, не может и идти вперёд». (Г. Э. Фосдик) Достигнув же определенного результата, далее опираются на сформированное видение, как на единственно верный вариант (варианты). Такой подход обеспечивает плотную упаковку «округление» информации в весьма свернутую форму: «Либо есть, либо нет – третьего не дано»,
Преимущества: Эффективность в кризисных ситуациях, когда надо быстро принять самостоятельное решение и нет времени на взвешивание всех деталей. В этот момент коллегиальность может привести к потере времени: «Бесполезно уже спорить, что-то объяснять», «нет и всё!» «шаг в сторону – расстрел!»
Рекомендации к повышению работоспособности Представлять и формулировать задачи, как перечни результатов, которых необходимо достигнуть. Начинать анализ с рассмотрения подводных камней, возможных трудностей и затрат. Изучать различие обдумываемой задачи от других задач (стоящих сейчас или имеющихся в опыте). Действовать итерационным путем, с оценкой реализации каждого шага и соответствующим уточнением выбранной технологии реализации. Важно оставлять запас по времени для извлечения возможных дополнительных выгод.
Подход к обучению, самообучению Объяснить тему в целом, давая возможность дальнейшего освоения технологий самостоятельно, через практику "на деле" Так как первую очередь видят ошибки и недочеты, требуется своевременная фиксация промежуточных результатов и поддержка: "у тебя получается! "
Как управлять сотрудником голографического мышления Представлять задачу в виде перечня результатов, которые необходимо достигнуть В силу возможной недооценки сил, предусмотреть в плане запас времени для нахождения и извлечения возможных дополнительных выгод. Отдельно проговорить возможные плюсы
Недостатки: Разрабатываемые информационные продукты трудны для «популяризации», т.к. в них не уделяется должного внимания подробностям. Они требуют дополнительных усилий для распаковки нюансов принимаемых решений. Посторонним кажется, что в них отсутствуют связность промежуточных звеньев. В условиях действий в эволюционных (не экстремальных) процессах такой тип мышления часто теряет в эффективности, переставая уделять должное внимание значимым подробностям, деталям, переходя к использованию распространенных штампов.
ВИХРЕВОЕ. Результат+Динамика+Позитивизм (ЭСЭ, ИЭИ, ЛИЭ, СЛИ): Аналогия: «Видео подборка клипов» «Делай всё с ощущением радости. Негативное мышление — роскошь, которую мы не можем себе позволить.» (Йоко Оно)
Этот эмпирический метод также называют в просторечии, методом «научного тыка». Представителей группы каждый раз «греет надежда», что новое лучше старого и, при удачном стечении обстоятельств, его энергия сметет одряхлевшую систему и сможет активно начать развиваться на ее месте. И так до следующего обновления.
Преимущества Представители группы лучше других ориентируются в пульсирующем хаосе. Их меньше других смущают временные неудачи и текущие ошибки, они предпринимают попытку за попыткой, пока к ним, наконец, не приходит удача. Им в большой степени присущи выносливость, оптимизм: оттеснение тревожащих мыслей на задний план и растворение их в положительном сценарии.
Рекомендации к повышению работоспособности Начинать анализ со стороны выгод, перспектив, приобретений. Изучать сходства и общие черты обдумываемой задачи с другими задачами. Сформулировав задачу в общем виде, проработать ближайший промежуточный результат для ее реализации и приступить к выполнению: «большой путь начинается с первого шага». И так шаг за шагом до выполнения проекта в целом. Т.к. могут переоценивать свои силы, представляя задачу легче, чем она есть на самом деле, необходимо закладывать большой запас времени на преодоление непредвиденных негативных ситуаций. Делить процессы на короткие отчётные периоды с реперными точками для проверки себя и «вознаграждением» за каждый.
Подход к обучению, самообучению Объяснять лишь технологию действий, давая возможность самостоятельно разобраться в закономерностях и структурах, через практику "на деле" Возможна некоторая эйфория от фокусировки на успехах. Важно вовремя указывать на недоработки и ошибки.
Как управлять сотрудником вихревого мышления Представлять задачу в виде перечня результатов, которые необходимо достигнуть В силу возможной переоценки сил закладывать запас на непредвиденные ситуации, отдельно проговорить возможные риски
Недостатки: Поиск часто идёт вслепую, хаотично, стихийно, что не экономно. Изменения возникают не плавно, скачком. Бывает трудно остановится и вникнуть. Преобладает убеждение в бесперспективности долгосрочных прогнозов. Отношение к будущему, как к «эффекту бабочки». Поэтому часто возникают проблемы с разработкой долговременных планов, проектов, прописыванием всех промежуточных звеньев. Продолжительная стабильность, эволюционность процессов ведет к снижению активности и эффективности деятельности представителей этой малой группы.
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ. Процесс+Динамика+Негативизм (СЭИ, ЭИЭ, ИЛИ, ЛСЭ): Аналогия: «Кинофильм» «Двойственное мышление означает силу одновременного удержания двух противоречивых убеждений и принятия их обоих.» (Джордж Оруэлл)
Для этой группы жестких законов картины мира нет, есть лишь тенденции и вероятности: «В одну реку нельзя войти дважды» Выводы рождаются из столкновения позитивного и негативного потока мысли, через синтез противоположностей, через нащупывание промежуточной точки динамического равновесия между крайностями: «Я не сказала «да», милорд, но не сказала «нет». Интерес к поискам смысла: «А откуда мы знаем, как оно на самом деле?». Игра с восприятием: воспринять одно и то же явление либо так, либо по-другому, например, «это ваза на черном фоне или два профиля на белом?» или «Помидоры любишь? – Есть – да, а так – нет».
Преимущества: Плюсы и минусы рассматриваются одновременно, как сосуществование противоположностей. Обладают наиболее гибким мышлением, способны легко переключаться на противоположное направление Лучше других типов умеют работать с движущимися структурами, описываемыми алгоритмами, содержащими порядок переходов, ветвления и циклы. Причем главным в программе является ее динамическая часть — стрелки, точки ветвления: «если — то — иначе», что по сути определяет ядро любого алгоритма. Обычно проявляют желание углубиться, погрузиться в обдумываемый вопрос, в причины происходящего, "повариться в теме", тогда нужный результат "всплывет" как бы сам собой
Рекомендации к повышению работоспособности Включаться в задачу методом постепенного погружения. Начинать анализ с рассмотрения подводных камней, возможных трудностей и затрат, с отличия обдумываемой задачи от других задач (стоящих сейчас или имеющихся в опыте). Представить задачу как процесс, который нужно наладить, как совокупность действий каждой из его составляющих, опираясь на опыт (свой и внешний), уточнить подробности используемых технологий. Выйти на понимание. Записать. Необходимо оставлять запас по времени для извлечения возможных дополнительных выгод.
Подход к обучению, самообучению Объяснять лишь технологию действий, давая возможность самостоятельного понимания закономерностей и структур В первую очередь видят ошибки и недочеты. Поэтому требуется своевременная поддержка "у тебя получается!"
Как управлять сотрудником диалектического мышления Представлять задачу в виде процесса, который необходимо наладить Заинтересовывать: «Что из этого выйдет?» «А давайте попробуем». В силу возможной недооценки сил, оставлять запас для извлечения возможных дополнительных выгод. Отмечать успешность действий. Отдельно проговорить возможные плюсы.
Недостатки Возможна проблема с приоритетами: трудно сделать выбор, принять однозначное решение: «У каждого правила есть границы – нет ничего абсолютного». Требование однозначности может приводить диалектическую психику в хаотическое состояние: «Мало ли что…», «А вдруг …» При передаче информации у собеседника могут остаться ощущения недосказанности, неустойчивости, нечеткости и неполноты. Часто происходит увлеченность процессом, трудно поставить завершающую точку. Повышенная критичность, ввергает в опасность серьезного отрыва от реальности.
Выводы Проявление форм мышления, как достаточно убедительных образов, может эффективно фиксироваться экспертом в диагностическом интервью, когда клиент подробно описывает: свои воспоминания о действиях в стрессовых, эмоционально напряженных условиях.
Список литературы Гуленко В. В. Формы мышления. 2002 Прокофьева Т.Н. Рабочие тетради курса «ТИМ-building®: инструменты самореализации». – М., 2016.
|
| Обновлено 05.12.2025 15:33 Прочитано : 8 раз(а) |