Соционическое тестирование Печать

Что мы можем сказать о соционических тестах?

К сожалению, тестам не всегда можно  доверять.

Как показала многолетняя практика, то, что клиент отмечает в тестах, не в полной мере соответствует его внутренним установкам. Испытуемый показывает в тесте, как он сам видит себя, а люди далеко не всегда хорошо себя знают. Самооценка личности редко бывает адекватной. Люди зачастую путают то, что им свойственно, с тем, чем они хотят располагать, какие качества стараются выработать у себя, т.е. часто принимают желаемое за действительное.

Кроме того, человек редко бывает ярким представителем конкретного типа личности. Часть соционических признаков обычно размыта. Это может касаться как любых признаков Аугустинавичюте-Рейнина, так и работы ячеек модели А. Это же относится и  дихотомиям базиса Юнга, на которые чаще всего и опираются распространенные тесты. Поэтому ответы на тест необходимо проверять и уточнять в ходе диагностического интервью и путем наблюдения.

Особенно ярко проявляются недостатки тестов в условиях анкетирования при приеме на работу.  Подавляющее число кандидатов при наборе в фирму-разработчик программного обеспечения выходят по тестам логиками-сенсориками-экстравертами. В потоке кандидатов на нянечек и домработниц очень редко можно увидеть по заполняемым ими тестам кого-то кроме клуба социалов. Последующее диагностическое интервью и в том и другом случае показывает достаточно равномерное распределение типов по соискателям.

 Определение психологического типа личности – дело весьма ответственное. Ведь из соционического диагноза, так же как и из диагноза врачебного, делаются многочисленные выводы. Если тип личности определен неверно, то может возникнуть путаница, и клиенту или работодателю будут даны неверные рекомендации.

 

Нужны тогда  тесты вообще?

Опять же практика показала, да! Они могут быть очень полезны. Тесты следует предложить клиенту перед началом беседы.

Тестирование – это идеальный способ в начале соционического интервью включить человека в работу, разговорить его, помочь отбросить стеснение и настроить на размышления о самом себе. Это некий переходный этап, необходимый для безболезненного и мягкого переключения внимания с внешнего мира, который только что занимал вашего клиента, на его внутренний мир, который и будет предметом предстоящей беседы.

При заполнении теста следует рекомендовать клиенту отвечать быстро, надолго не задумываясь. Давно замечено, что чем дольше человек размышляет над ответом, тем меньше можно этому ответу доверять. Однако время заполнения теста не следует ограничивать, чтобы не создавать клиенту стрессовой ситуации.

Бывает, что у людей отдельные моменты теста вызывают трудности, недопонимание. Обычно это происходит, если в вопросах предлагаются варианты выбора. В таких случаях испытуемый обращается за разъяснением. При этом соционик, проводящий диагностику, должен стараться показать одинаковую привлекательность и того, и другого ответа, не ставя акценты, не показывая личного предпочтения. Следует упомянуть, что хорошо и то, и другое из предложенных утверждений, но в силу того, что люди изначально разные, каждый выбирает свое. Клиенту можно предложить вспомнить конкретные случаи и спросить: «Как с вами чаще бывало в жизни, и какой именно выбор приводил к успеху»?

Есть и другая причина для такого уточнения: разные люди по-разному понимают вопросы теста. Семантические поля автора теста и клиента могут не совпадать и, соответственно, ответ может оказаться неадекватным вопросу. Вопросы клиента,   его  манера заполнения теста  - все это поступает в копилку наблюдений и используется в качестве материала для диагностики.


 


Обновлено 15.08.2009 19:33 Прочитано : 16630 раз(а)