Соционика в школе

Соционические технологии в педагогике

Соционика в школе

Сообщение admin » 26 апр 2015, 11:57

Изображение

Васильченко В. В.

В наше время, в эпоху информационных технологий, резко возрастает роль образования, постоянного повышения квалификации и расширения своего мировоззрения. Именно в это время и появляется наука соционика, являющаяся своеобразным «комбинатором информационных путей» для человека, малой группы, большого коллектива, этноса, государства и даже всего мира, позволяющая определить и выстроить информационные потоки информации в определенную систему.

В свою очередь, процессы глобализации расширяют и (хотим мы того или нет) способствуют новому упорядочению мира на основе всеобъемлющих знаний, частью которых и является соционика.

Необходимость знаний и умений использовать новые технологии, в первую очередь касается тех специалистов, кто посвящает свою жизнь детям, тем, кому суждено уже завтра творить будущее. Это и родители, и воспитатели, и социальные педагоги (в том числе, работающие с детьми из неблагополучных семей), а также административный и преподавательский состав школ, лицеев, гимназий, училищ, техникумов, ВУЗов, и, конечно, молодые педагоги, работники образования!

Именно молодые учителя, на мой взгляд, находятся сейчас в таком положении, в котором, при помощи новых экономических, правовых и иных возможностей, открытости информационных процессов в обществе и, конечно с помощью соционических знаний, они, несмотря на различные трудности, могут наиболее полно реализовать свой потенциал и многократно увеличить производительность своего труда.

Моя специальность – политология, тип личности – Габен (СЛИ). Мой личный опыт школьной работы в качестве учителя обществознания и истории убедил меня в том, что необходимо знать и уметь применять соционику при работе с детьми, хотя до сих пор на государственном уровне соционика не признана как отдельная наука (это вопрос времени).

Соционика существенно помогает улучшить КПД класса, повысить атмосферу доверия и обеспечить положительный эмоциональный фон. Кроме этого, она помогает и самим учащимся, ведь к 9-11 классам, современный выпускник средней школы должен:

1) освоить необходимый минимум знаний по всему спектру школьных предметов;
2) обладать личностными компетенциями, необходимыми для дальнейшего обучения и для жизни в целом (умение анализировать, выделять главное, сравнивать явления и объекты окружающего мира, понимать другого человека и другой этнос, быть коммуникабельным, уметь выделять и применять конкретные методы разрешения конфликтов и методы решения различных дел, знать основы этикета и т.д.);
3) иметь чувство патриотизма, любовь к своей Родине, знание традиций и особенностей русской цивилизации, место России в глобальном мире и русские варианты процессов глобализации;
4) уметь защитить, постоять за себя и своих близких;
5) знать и понимать семейные традиции и ценности, уметь составить словесный или образный портрет своего будущего мужа или будущей жены;
5) и наконец, узнать основы соционики, типологии людей, коллективов, обществ и национальностей и уметь применять эти полученные знания.

Между прочим, о необходимости использования новых технологий, которые, в первую очередь, нацелены на персонализацию и личностно-ориентированное образование, говорят первые лица государства и политическая элита общества. В.В. Путин в своем выступлении на заседании Госсовета при Президенте Российской Федерации 8 февраля 2008 г. говорил о том, что «переход страны на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Инвестиции в человека – это вложение в его образование, в школы и вузы, в карьерный рост молодого специалиста, в подготовку и переподготовку кадров. От мотивации к инновационному поведению граждан и отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России, формирование в стране инновационного общества».

Это направление задано и в Указе Президента от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В нем, частности говорится следующее:
«В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности».

Как мне кажется, соционика является отличным инструментом в руках учителя, классного руководителя и школьного психолога. Она позволяет:

1) выявить сильные и слабые стороны ученика, исходя из его типа личности;
2) уметь найти подход к каждому ученику, выявить лидерские качества и использовать их в командно-групповой работе;
3) уметь объединять учащихся в группы по интересам;
4) научить школьника понимать своего собеседника и одноклассника, своих друзей и близких;
5) выделить среди всего спектра профессий и направлений те, которые являются близкими по психотипу (в которых в большей степени мог бы проявиться талант), что обеспечило бы уже к 9-10 классу конкретный, выделенный круг вариантов реализации себя в жизни;
6) дать учащемуся иной взгляд на природу человека и мира, мотивировать его к изучению не только соционических знаний, но и психологии как предмета.

Лично мой план мероприятий по использованию соционики в текущем учебном году предусматривает следующее:

1. Определить психотипы 18 человек 11-го класса (которые были вверены мне, как классному руководителю), чтобы потом с родителями (на родительском собрании или индивидуально с родителями конкретного ребенка) поговорить на тему профориентации и саморазвития, взаимоотношения ребенка с коллективом.
2. Провести классный час на тему «Знакомство с соционикой», заинтересовать ребят этой наукой.
3. В зависимости от успешности, результативности 2 пункта, предложить на следующем классном часе (проходит раз в неделю) варианты внедрения соционики в учебную деятельность:

* совместный просмотр художественных фильмов (или мультфильмов), с последующим обсуждением смысла фильма и определением психотипа героев;
* самостоятельно выбрать и проработать некоторые темы уроков по истории и обществознанию, чтобы затем предложить ребятам провести эти уроки в форме различных игр или дискуссий и заранее при этом распределить роли участников;
* предложить индивидуальную исследовательскую работу по определению психотипа героя фильма-мультфильма или какого-либо исторического, политического деятеля по его интервью, личным заметкам, записям дневника и т.д.;
* возможное привлечение родителей к адекватному представлению о соционике;
* создание отдельной группы в социальных сетях, посвященных соционике, с целью обсуждения различных идей, изучения дополнительной литературы или просмотра видеороликов по теме;
* при полной заинтересованности класса и при согласовании с администрацией школы – проведение в середине учебного года фестиваля соционики, где бы мы, с моим классом рассказали бы всем желающим учащимся других классов об этой науке;
* по итогам проведенного фестиваля – печать и презентация школьной газеты с наработками ребят по соционике.

4. Так как мне как интроверту легче определять ТИМ по письменным источникам, то я намереваюсь предложить своим учащимся написать сочинение, исключительно в свободной форме по следующим темам:

* «Можно ли жить без агрессии?»
* «Жизнь на планете Земля в 2030 году»
* «Что для меня счастье и несчастье в жизни»
* «Кто для меня хороший человек, а кто плохой»
* «Мое идеальное государство»

За прошедший учебный год мне уже удалось сделать множество наработок, касающихся определения ТИМов учащихся.

Подводя предварительные итоги, вернусь к основной мысли. В XXI веке уровень развития в области образования пришел к следующему: с одной стороны появились возможности создания и использования современных технологий, средств и методов в обучении, направленных на отдельного учащегося, учитывающих его индивидуальное развитие. С другой стороны будущее за тем государством, которое успешно реализует персональное, личностно-ориентированное образование, которое уже очень быстро начинает давать положительные результаты.

Полный текст статьи читайте на сайте
admin
Администратор
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 19 янв 2009, 00:25

Вернуться в Типологический подход в педагогике

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1