Соционические аспекты. Позиции Школ

Обсуждение соционических функций и аспектов информации

Соционические аспекты. Позиции Школ

Сообщение Виктор Прокофьев » 31 окт 2011, 10:40

27 октября в НИИ Соционики прошел XXVII научный семинар "Соционические функции и аспекты. Трактовка разных школ".
В семинаре приняли участие официальные представители
    Международного института соционики - Александр Букалов, Ольга Карпенко
    Научно-исследовательского института соционики - Татьяна Прокофьева, Виктор Прокофьев, Александр Девяткин, Константин Глухарев, Олег Владимиров, Алина Овчинникова
    Мастерской Анны Митрохиной - сама руководитель школы
    Школы "Соционика. Искусство типирования" - Владимир Львов
    Школы прикладной соционики - Антонина Пушкарева
    Школы "Бюро практической соционики"- Алексей Осипов, Светлана Каменева, Виктория Шаренкова

На связи On-line (по системе Скайп) были учаcтники из трех городов:
    Лондона - Ольга Тангеман,
    Иванова - Сергей Макарчев,
    Санкт-Петербурга – Silver (К сожалению не уточнил свое имя).

С докладами выступили:
    Александр Букалов. "О семантике аспектов"
    Татьяна Прокофьева. "Функции и аспекты в соционике"
    Владимир Львов. "О 140-аспектном подходе (аспект - как любое сочетание двух признаков, дающих на пересечении третий)".
    Митрохина Анна. "К вопросу о семантике черной сенсорики".
    Пушкарева Антонина. "Как мы понимаем семантику аспектов".
    Глухарев Константин. "Новые подходы к анализу семантики аспектов"
На семинаре совместными усилиями был набран, записан на флипчарте и принят семантический список по всем восьми соционическим аспектам. За него расписались представители всех участвовавших школ (за исключением Школы прикладной соционики (мы надеемся, что причина отказа в ближайшем будущем будет озвучена).

Предлагаю Вашему вниманию полный список, набранный с листов флипчарта


Семантика аспектов
[БС] Сенсорика ощущений
«Тонкие» ощущения, поглаживания, эстетика, состояние здоровья, соотношение форм, комфорт, гармония, здоровье, уют, приятно/неприятно, удобство, качество, вкус, запах, сочетание цветов, тепло/холодно, вкусовые ощущения
«Это платье красное при этом освещении»
[ЧС] Волевая сенсорика
Воздействие, деформация, форма, сенсорная характеристика объекта, присущая ему как данность
Информация о волевых качествах, жесткость, сила воли, внешний вид, красота, стойкость, влияние, желание, защита, «наехать», власть, принуждение, задавить, протекция
[БЛ] Структурная логика
Измерение, соотношение, закономерность, схема, инструкция, справедливость, система, иерархия, модель, право, классификация, целая часть, логические взаимосвязи, противоречие, упорядочение, анализ, логика, математический анализ
[ЧЛ] Логика действий
Движение, эффективность, технология, работа, труд, деятельность, бездельничанье, экономика, предприимчивость, финансы, выгода, целесообразность
[БИ] Интуиция времени
Прошлое-настоящее-будущее, тенденция, прогноз, история, динамика развития, эволюция, перемены, время, скорость, ускорение, связи между процессами
Динамическая интуиция
Что произойдет через…
Работает, когда начинается развитие, начинает реализовываться какая-то возможность
[ЧИ] Интуиция возможностей
Возможности, потенции, потенциал, идеи, способности, таланты, суть, целостное видение, выбор, поиск, можно, содержание
Статическая интуиция
«Неизвестно когда реализуются и реализуются ли вообще»
[БЭ] Этика отношений
Любовь, дружба, привязанность, вражда, отношения, нравится/не нравится, симпатия/антипатия, терпимость, доброта, человечность, нравственность, мораль, добро/зло
[ЧЭ] Этика эмоций
Радость, восторг, печаль, страсть, тревога, паника, настроение, энергия, энтузиазм, гнев, мотивация, вибрация, готовность к действию, музыка, эмоциональное напряжение

Подход Медведева Н.Н. был оценен как вынужденно общефилософский, характерный для советского времени.


Хотя каждая позиция списка согласовывалась на семинаре, но в силу ограниченности времени чьи-то мнения по отдельным позициям, возможно, не были услышаны. Поэтому предлагаю всем заинтересованным представителям предложить для обсуждения свои дополнения списка.

Как мы видим результат работы.
Совместная публикация одного списка семантики соционических аспектов за авторством руководителей группы соционических школ, проучавствовавших в его составлении.
Если его объем удастся увеличить раза в полтора или еще лучше – в два, добавив согласованные между несколькими Школами понятиями, он станет практичным инструментом для диагностики.
Т. е. на наш взгляд
• программа минимум для данной работы – озвучить согласованный группой школ семантический список общего на данный момент понимания сути по каждому аспекту;
• программа максимум – согласовать реальную, пригодную для эффективного практического применения основу для диагностики работы соционических функций человека.

Со стороны НИИ Соционики мы готовы принять этот список за базовый.
Свои предложения по его дополнению мы представим в ближайшее время.

Для того, чтобы собираемая информация была наглядна и доступна, в этой ветке мы будем вести жесткую модерацию всех постов, оставляя только краткие сообщения по дополнению и расширению списка.
Аватара пользователя
Виктор Прокофьев
Преподаватель
 
Сообщения: 545
Зарегистрирован: 07 май 2009, 09:29
Пол: Мужской

Re: Соционические аспекты. Позиции Школ

Сообщение Виктор Прокофьев » 31 окт 2011, 16:27

Под согласованным списком поставили подписи представители следующих официальных школ:
1. От Международного института соционики
    Александр Букалов - председатель Международного Ученого Совета по соционике, доктор философии в области соционики, доктор философии в области психологии
    Ольга Карпенко - доктор философии в области соционики, доктор философии в области психологии
2. От Научно-исследовательского института соционики
    Татьяна Прокофьева - доктор философии в области соционики, доктор философии в области психологии
    Виктор Прокофьев - магистр в области соционики
    Александр Девяткин - магистр в области соционики
    Константин Глухарев - бакалавр в области соционики
    Олег Владимиров - бакалавр в области соционики
    Алина Овчинникова - бакалавр в области соционики
3. От Мастерской Анны Митрохиной
    Анна Митрохина - магистр в области соционики
4. От Школы "Соционика. Искусство типирования"
    8.11.11 Владимир Львов снял свою подпись под списком (Из личного письма: Я расписывался только в списке участников семинара и на этом настаиваю.)

Кроме этого подписи поставили выпускники, учащиеся школ и люди не представляющие какие-то ни было официальные школы:


5. Ашрамов Рустам - бакалавр в области соционики
6. Безруков Андрей
7. Бобров Павел - бакалавр в области соционики
8. Ефремова Наталья
9. Игнатова Наталья - бакалавр в области соционики
10. Исправников Сергей
11. Калинков Анатолий
12. Каменева Светлана - бакалавр в области соционики
13. Кузенная Людмила
14. Ланцов Михаил
15. Луценко Марина - бакалавр в области соционики
16. Лытко Наталья - бакалавр в области соционики
17. Малина Галина
18. Мощенко Степан
19. Полосухин Михаил
20. Серебренникова Мария
21. Шубенкина Мария
22. Яковлева Валентина
Позже присоединились:
23. Осипов Алексей - магистр в области соционики
24. Шаренкова Виктория - бакалавр в области соционики
Аватара пользователя
Виктор Прокофьев
Преподаватель
 
Сообщения: 545
Зарегистрирован: 07 май 2009, 09:29
Пол: Мужской

Re: Соционические аспекты. Позиции Школ

Сообщение Виктор Прокофьев » 31 окт 2011, 17:11

Цели проекта:

    - начать ON-LINE круглый стол, который в дальнейшем мог бы перерасти в регулярные дискуссии (не форумную болтовню, а обсуждение наработок и не только по начатой теме),
    - сравнить, то что наработано школами по такой базовой теме, как соционические аспекты (все, кто заявляет, что диагностирует, у них не может не быть накопленных наблюдений, своих списков семантики, а это значит- есть что сравнить),
    - и если в этом сравнении выделится ОБЩЕЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЯДРО хотя бы у нескольких авторитетных школ и социоников, значит его можно будет зафиксировать, и в дальнейшем на него опираться новичкам, появится некоторая опора в этом сегодняшнем хаосе, в котором у КАЖДОГО СВОЯ СОЦИОНИКА,

Начальный список был согласован на прошедшем семинаре и уже принят несколькими школами, поэтому работу с ним я вижу так:
- желающие поддержать, дополнить список, пометить слова списка, с которыми они не согласны, могут разместить свои предложения непосредственно в этой ветке и на любых доступных им ресурсах. Используя эту информацию, мы дополняем их предложениями общую сравнительную таблицу;
- желающие помочь с привлечением новых участников (и естественно школ) делают соответствующую рассылку в известные им адреса и оповещают еще не охваченных.
По окончании сбора данных (пока мы планируем завершить процесс в конце декабря) мы получим общую таблицу, из которой сможем (или, если позиции окажутся слишком не совпадающие - не сможем) выделить семантическое ядро, которое одобрено всеми в качестве ТЕКУЩЕГО (соответствующего современному пониманию) ориентира.

Мы со своей стороны готовы отслеживать процесс и, модерируя возможный флуд, размещать (и допускать размещение) здесь в этой ветке только факты развития процесса.
Подробную дискуссию можно вести в параллельных ветках:
Соционические аспекты. Обсуждение позиций Школ
Соционические аспекты. Опрос: "Ваше мнение"
Аватара пользователя
Виктор Прокофьев
Преподаватель
 
Сообщения: 545
Зарегистрирован: 07 май 2009, 09:29
Пол: Мужской

Re: Соционические аспекты. Позиции Школ

Сообщение Виктор Прокофьев » 01 ноя 2011, 17:09

Аспекты в определении различных школ. из http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=800&t=12986&start=975

Сообщение Ирина Эглит » Сб окт 29, 2011 10:48 am:
******************************************************************************
Специально взяла с сайта НИИСа статью Прокофьевой "Семантика аспектов" и выделила в списке жирным с подчеркиванием несовпадения в семантике.

Аспекты по Прокофьевой
По статье «Семантика аспектов»

http://www.socionics.ru/functions-and-m ... /semantika

Логика действий (P)
Действие – движение, деятельность, перемещение, поступок, реализация.
Знание – квалификация, метод, навыки, факт, эрудиция.
Работа – деловая команда, инструмент, механизм, производственный процесс, технология, умение работать, функционирование.
Разум – адекватность, выгода, здравый смысл, польза, прагматизм, разумные действия, рассудочность, рационализм, целесообразность, эффективность.
Экономика – предприимчивость, стоимость, умение обращаться с деньгами, цена.

Логика отношений (L)
Измерение – больше – меньше, длинный – короткий, параметр, расстояние, соизмеримость, сравнение, эталон.
Понимание – анализ, подробность, синтез, универсальность.
Порядок – выравнивание, классификация, контроль, последовательность, ранжировать, строгость, учет.
Система – закономерность, иерархия, организация, причинно-следственные связи, теория.
Структура – взаимное положение объектов, взаимосвязи, конструкция, подчиненность, позиция, соотношение, схема.
Формальная логика – алгоритм, дистанция, доказательство, «если – то», закон, инструкция, информатика, кибернетика, математика, официальные отношения, права и обязанности, правила (в т.ч. этикета), программирование, равенство, справедливость, статистика, уравнение.

Этика эмоций (E)
Возбуждение – азарт, возмущение, волнение, заторможенность, нагнетание, переживание, подавленность, спокойствие, страсть, экстаз.
Побуждение к действию – внутренние импульсы, настрой, решимость, фанатизм, энергичность, энтузиазм.
Проявление эмоций – артистизм, вспыльчивость, запальчивость, интонация, использование превосходных степеней в речи (безобразный, жуткий, замечательный, отвратительный, очаровательный, потрясающий, эффектный), плач, сдержанность, смех, умение владеть эмоциями.

Эмоции людей - восторг, восхищение, гнев, настроение, обида, паника, печаль, радость, романтизм, страх, тревога.

Этика отношений (R)
Моральные категории – добро – зло, мировоззрение, мораль, нравственность, порядочность, религия, совесть, хорошо – плохо.
Притяжение – навязчивость, надоедливость, неприязнь, отталкивание, привязанность, психологическая дистанция, тяготение.
Проявления чувств – бесцеремонность, деликатность, дипломатичность, милосердие, отзывчивость, снисходительность, терпимость, умение не обидеть, человечность.
Чувства – доброта, зависть, злость, любовь – ненависть, симпатия – антипатия, сострадание.
Взаимоотношения людей – вражда, дружба.

Интуиция возможностей (I)
Видение возможностей – глубинное видение, ощущение единства и взаимосвязи процессов, стремление дойти до сути, целостное восприятие.
Возможности – жизнеспособность, потенциал, ресурс, способности, талант, шанс.
Неопределенность – вдруг, «журавль в небе», кто-нибудь, многозначность, может быть, наверное, необычное, неожиданность, парадокс, что-нибудь.
Поиск – выбор, гипотеза, догадка, замысел, идеи, изобретение, находка, озарение, оптимальность, открытие, предположение.
Суть – внутреннее устройство, истинное свойство, основа, открытость, содержание, сущность, гласность, простота, чистота.

Интуиция времени (T)
Время – будущее - прошлое, временной интервал, календарное время, когда-нибудь, момент, пауза, период, потом, продолжительность, своевременность, срок.
Общение со временем – ждать – догонять, отношения поколений, оценка времени, планирование, предупреждение, пунктуальность, распределение времени, спешить, стратегия.
Прогноз – перспектива, предвидение, предчувствие, ретроспектива.
Развитие процессов во времени – генеалогия, изменчивость, история, молодость - старость, назревание, последовательность событий, современность, приобретение опыта, развитие, раньше – позже, чередование эпох, эволюция.
Скорость – быстро – медленно, замедление, ритм, скоро – долго, темп, ускорение.

Волевая сенсорика (F)
Владение – желание, обладание, оборонять, расстановка сил, стремление, сфера влияния, тактика, территория, умение занять пространство, чувство хозяина, экспансия, «я хочу».
Внешние качества - внешний вид, контрастность, красота, форма, цвет, яркость.
Масса – много, скопление, толпа.
Проявление волевых качеств – готовность использовать свою энергию, добиться, достижение цели, завоевать, заставить, командовать, лидерство, мобилизованность, подавить, покорить, решительность, штурмовать.
Сила – вес, весомость, власть, влияние, воля к победе, давление, нажим, насилие, отпор, сила воли, сопротивление, уверенность, физическая сила.
Статус – авторитет, амбиции, вес в обществе, значительность.

Сенсорика ощущений (S)
Ощущения – вкусовые (горький, кислый сладкий, соленый,), тактильные (колкий, мягкий – жесткий, острый пушистый, шероховатый), оттенки цветов, пластичный, приятный, твердый, упругий,
Самочувствие - здоровье, наслаждение, отдых, расслабленность, удовлетворение,
Вкус жизни - гармония, дизайн, качество, “синица в руке”, удобство, удовольствие, уют, эстетическая удовлетворенность, комфорт, качество,
Ощущение себя в пространстве и времени – здесь и сейчас, Ощущение пространства, ощущение своих отношений с пространством, качество пространства, умение обжить пространство. Надежность.
==========================

Ирина Эглит » Сб окт 29, 2011 10:46 pm:
В данном списке я подчеркнула те понятия, которые по ШСС не входят в указанный аспект информации.
**************************************************************************************************************************************
Аватара пользователя
Виктор Прокофьев
Преподаватель
 
Сообщения: 545
Зарегистрирован: 07 май 2009, 09:29
Пол: Мужской

Re: Соционические аспекты. Позиции Школ

Сообщение Виктор Прокофьев » 01 ноя 2011, 17:18

К сожалению Ирина отказалась сотрудничать дальше в этом направлении, предложив свой вариант.

Сообщение Ирина Эглит » Вт ноя 01, 2011 2:30 pm: (в том же форуме)
****************************************************************************************************
Я предлагаю дать теоретическое определние каждого аспекта. Это как минимум.
Второе предложение: продумать и провести эксперимент по наполнению аспектов.
****************************************************************************************************

Виктор Прокофьев:
Со своей стороны мы не считаем, что эти варианты могут быть реализованы в ближайщее время.
По крайней мере у нас на проведение подобных масштабных работ пока нет достаточных ресурсов.
Аватара пользователя
Виктор Прокофьев
Преподаватель
 
Сообщения: 545
Зарегистрирован: 07 май 2009, 09:29
Пол: Мужской

Re: Соционические аспекты. Позиции Школ

Сообщение Alexey O. » 06 ноя 2011, 00:58

Мы изучили список, принимаем его и хотели бы поделиться своими предложениями:
[ЧИ] : Сущность, сослагательное наклонение (с частицей «бы»), глубинное видение, неопределенность, символ, виртуальный, скрытый, спрятанный, «Тень» (термин Юнга для обозначения подавленной, спрятанной, отрицаемой части Эго), тайна/таинственный, загадка/загадочный, подтекст
[БИ] : Временные промежутки (период, эра, век, мгновение), периодизация, возраст, момент, чувство момента, предвидение, предопределенность, рок, судьба, событие, опыт
[ЧЛ] : Организация (чего-либо, как действие), метод, польза/полезный, промышленность, производство, стоимость
[БЛ] : Численные соотношения (закон, формула), правила, свод правил (кодекс, устав), структура (чего-либо - организации, организма, и т.д.), понятие, аспект, баланс, учет, сумма, статистика, причинно-следственные связи, договор
[ЧС] : Территория/пространство, границы, ориентация во внешнем пространстве, география, престиж, «крутизна», защита/нападение, агрессия, насилие
[БС] : Физиологические процессы, ощущения в теле (голод, боль, жар, озноб, «мурашки по коже», физические «зажимы», удушье, тошнота, головокружение и т.п.), осязание, тактильные ощущения (колючий, влажный, пушистый), прикосновения, заболевания и их симптомы, опрятность, отдых
[ЧЭ] : Эмоции (11 базовых эмоций: радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх, печаль, стыд, вина, смущение), мурлыкание, бурчанье, бухтенье, интонации, тембр, дрожание голоса, придыхание
[БЭ] : Чувство такта/тактичность, деликатность, вежливость/грубость, лицемерие, самовлюбленность, подлец, предатель, зловредный, толерантность, благосклонность, благодарность, гуманность, милосердие

При подготовке была использована следующая литература:
1. Ермак В.Д. "Как научиться понимать людей", ООО "Астрель", 2003.
2. Прокофьева Т.Н. "Семантика аспектов" // ПиСМО, №2 (2004).
3. Кочубеева Л.А, Миронов В.В., Стоялова М.Л. "Семантика информационных аспектов", СПб., 2007.

Каменева Светлана, Осипов Алексей, Шаренкова Виктория
"Бюро практической соционики" (http://www.sociobyuro.ru)
"Бюро практической соционики"
Alexey O.
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 23 янв 2009, 17:27
Пол: Мужской
ТИМ: ИЛЭ ("Дон Кихот")

Re: Соционические аспекты. Позиции Школ

Сообщение Виктор Прокофьев » 08 ноя 2011, 20:06

Добрый день, коллеги!

"Процесс пошел!"

Вот список тех, кому я разослал письма-приглашения к участию в проекте:

Белецкие Ирина Евгеньевна и Сергей Александрович,
Бескова Любовь Анатольевна,
Вайсбанд Игорь Давыдович,
Гуленко Виктор Владимирович,
Ермак Владимир Давыдович,
Кривошеев Ефим Михайлович
Мегедь Валентина Васильевна и Овчаров Анатолий Александрович,
Меньшова Татьяна Игоревна,
Новикова Вера Юрьевна,
Рейнин Григорий Романович,
Савченко Сергей Валентинович,
Седых Роман Кириллович,
Стукас Владимир Антонович,
Тангеманн Ольга Борисовна,
Удалова Елена Андреевна,
Филатова Екатерина Сергеевна,
Хрулев Олег Анатольевич,
Чурюмов Семен Иванович,
Шепетько Евгений Валерьевич,
Шульман Григорий Александрович

По мере нахождения новых адресов, я буду продолжать рассылку.
Аватара пользователя
Виктор Прокофьев
Преподаватель
 
Сообщения: 545
Зарегистрирован: 07 май 2009, 09:29
Пол: Мужской

Re: Соционические аспекты. Позиции Школ

Сообщение Виктор Прокофьев » 08 ноя 2011, 21:16

В личном письме Владимир Львов попросил снять его подпись под списком аспектов. Слова из его письма:
"У меня слишком глубокие идейные расхождения с этим документом, скорее даже в подходе, чем в трактовке".
Аватара пользователя
Виктор Прокофьев
Преподаватель
 
Сообщения: 545
Зарегистрирован: 07 май 2009, 09:29
Пол: Мужской

Re: Соционические аспекты. Позиции Школ

Сообщение weisband » 09 ноя 2011, 20:48

В книге "5000 лет информатики" я пытаюсь описать четыре процесса обработки информации (соответствующие юнговским функциям) N, F, S и T. Я рассматриваю человеческое общество и человеческий мозг, как системы, работающие на одинаковых принципах - кооперация специализированных элементов в "более всестороннюю" команду и пытаюсь найти периоды доминирования этих функций в истории. Сейчас доминирует функция N. Она же доминировала в 1400-1475 годах (Возрождение) или в 1700-1775 годах (Просвещение). Функция F доминировала в 1775-1850 годах (эпоха множества революций и миграций). S – спартанцы, персы, ранний феодализм (650-1025, поздний – это уже структурная логика). Дальше приводится еще ряд примеров.

Обозначения аспектов: SI - сенсорика ощущений; SE - волевая сенсорика; TI –структурная логика; TE - логика действий; FE - этика эмоций; FI - этика отношений.
Ссылку на таблицы с периодами внесу позже (проблемы с моей страницей). Пока придется поверить мне на слово, что они именно таковы.

SI-Эстетика – Стиль Барокко, возник в S-период 1550-1625, характеризуется пышностью, вычурностью форм, цветовой напряженностью. Очень сенсорный.

SI-Личная свобода – Проблема рабства поднималась неоднократно именно в SI-периодах, например - в период 1850-1925: отмена крепостного права в Росии (1866), война Севера и Юга в США (1861-1865). В городах-государствах Италии рабство было отменено ровно за 600 лет до этого, т.е. - тоже в SI-период. А опережение объясняется тем, что Италия - сама SI-страна.

SI-Наслаждение: Эпикур основал свою школу в SI-период 310-295 до н. э. Наслаждение играло в ней ключевую роль.

SI-Здоровье: Знаменитый персидский врач Авиценна работал в S-период 950-1025.

SI-Запах – Авиценна (см. "здоровье") изобрел и современный способ изготовления духов. В Европе первые духи были приготовлены для венгерской королевы Елизаветы в 1370 году (SI-период 1370-1385). Столицей парфюмерии во Франции издавна считается Грас. Его судьба резко переменилась в S-периоде 1550-1625, когда там возникло производство духов.

SE-Сила воли: На SE-период 850-475 до н.э. приходится расцвет древней Спарты - страны, где все было посвящено воспитанию у мальчиков и мужчин боевых качеств: стойкости, искусству владения оружием, умению побеждать несмотря ни на что.

SE-Спорт: восходит к тому же S-периоду: первые олимпийские игры были проведены в Греции в 773 году до н.э.

SE-Желание: В S-период 550-475 до н.э. в Греции расцвел институт гетер. Гетерой была и знаменитая Аспазия - содержательница публичного дома, ставшая женой Перикла и превратившая его дом в интеллектуальный центр тогдашних Афин.

SE-Власть: Ранний феодализм 650-1025. Карл Мартелл (719) создает рыцарство, феодализм и дает отпор мусульманскому терроризму. Набеги викингов. Приход врягов (SE-вожди) в Россию (NI-народ) в 862.

TI-Измерение: Наиболее ярким моментом в истории метрологии является подписание международной Метрической конвенции и создание Палаты мер и весов в Париже в 1875 году. Этот год отностится к T-периоду в 60-летнем и S-периоду в 300-летнем цикле, что позволяет заподозрить у измерения не только логический, но и сенсорный аспект.

TI-Справедливость: В статье "Справедливость" в Википедии основными мыслителями в этой области называются Джон Локк, Герберт Спенсер и Джон Ролз. Основные труды первого из них были написаны как в TI-периоде 1685-1700, так и в предыдущем S-периоде. Похоже выглядит и хронология двух остальных. В целом это наталкивает на подозрение, что понятию "справедливость" присущ и некоторый SI-аспект.

TI-Система: Деятельность Декарта протекала в начале T-периода 1625-1700. Он был фанатиком создания логической системы, которая позволила бы ничего не принимать на веру, а все новые факты доказызвать путем дедукции.

TI-Иерархия: В 1025-1400 годах (TI-период) сформировалась четкая иерархическая система развитого феодального общества. В отличие от раннего феодализма S-периода, все решала не реальная сила и произвол того или иного лидера, а T-категории традиций, законов, договоров. Так, Вильгельм-Завоеватель смог завещать любимому сыну только завоеванную им в 1066 году Англию. В Нормандии же это было невозможно, так как там уже укоренилась традиция передачи власти старшему сыну. В результате нормандские феодалы, получившие домены и в Англии, оказались одновременно подданными двух враждующих между собой сюзеренов.

TE-Право: "Римское право". Рим республиканского периода 475-100 до н.э. Именно Риму мы обязаны львиной долей современного правового сознания. Однако указанный период был не интровертным (TI), а экстравертным (TE), что заставляет заподозрить, что право это все-таки в основном TE-феномен. (В уже согласованной таблице право стоит в аспекте TI: структурной логики). Это подтверждается огромным количеством и влиянием адвокатов в США - типичной TE стране и солидными правовыми традициями Англии - тоже TE-государства. Для TI характерна опора скорее не на законы, а на иерархическую структуру управления. Поэтому Россия никак не может стать настоящим правовым государством.

TE-Целесообразность: Кардинал Ришелье в TE-периоде 1625-1640 подчинил всю жизнь Франции "государственной целесообразности"

FE-Революция: С 1775 по 1850 год (F-период) в мире бушевал шквал революций. Он начался провозглашением независимости США в 1776, Великой Французской революцией 1789 года, наполеоновскими войнами, революциями 1820-х лет в Греции, Испани, Италии, декабристами в России (1825), революцией 1830 года во Франции, Бельгии и Польше и закончился грандиозной всеевропейской революцией 1848 года.

FE-Романтизм: Как течение в искусстве, расцветал почти точно во время F-периода 1775-1850.

FI-Любовь: FI-Период 1955-1970 характерен не только революциями около 1968 года в Праге, Франции, Германии, США, Японии, "культурной" революцией в Китае и т.п., но и обращением к теме любви. Это и Биттлз, с их самой знаменитой песней "All You Need is Love", где, кстати, цитируется гимн F-страны Франции, и движение хиппи с лозунгом "делай любовь а не войну".

FI-Дружба, привязанность: В FI-Период 1955-1970 к власти в СССР пришел Л.И.Брежнев, который окружил себя очень доверенными и преданными ему людьми, которые были уверены "пока Леня на месте, мое будущее абсолютно надежно". Он правил дружбой и привязанностью, а не репрессиями. Правда, и коррумпированность страны повысилась.
Аватара пользователя
weisband
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 09 ноя 2011, 00:24
Пол: Мужской
ТИМ: ИЛЭ ("Дон Кихот")

Re: Соционические аспекты. Позиции Школ

Сообщение Виктор Прокофьев » 10 ноя 2011, 00:56

О сверке понятий в соционике (из темы, открытой в социофоруме).

Сообщение Сергей Белецкий » Ср ноя 09, 2011 3:35 pm:
Вчера мы получили письмо от НИИ соционики с предложением присоединиться к их проекту "Соционические функции и аспекты". Мы знаем, что НИИ соционики произвел массовую рассылку подобных писем соционикам.

К проекту мы не присоединимся, и считаем необходимым изложить здесь свою позицию.

Она состоит из двух частей.
1. Наши соображения, почему организованный таким образом процесс не имеет ни научности, ни смысла и несет больше вреда науке, чем пользы отдельной школе - организатору
2. Наши предложения, как процесс сверки понятий возможно организовать, чтобы польза все-таки была - и науке, и всем участникам процесса.

Итак, соображения.

Можно ли считать научным подход, когда за 3 часа несколько человек путем записи на флипчарте и голосованием (подписью на листочках с оплатой за семинар) принимают одно из базовых положений науки? На что это больше похоже - на изложение позиции или на реальное согласование понятий?

Мы согласны с тем, что давно пора каждой школе соционики свои позиции по базовым понятиям изложить, кто-то это уже сделал, в книгах и статьях, кто-то пока нет. Потом можно и согласовывать.

Процесс сверки - дело затяжное и ресурсоемкое, это очевидно для всех, кто когда-либо занимался наукой и постановкой научного эксперимента, в частности. Но если ресурсов для серьезной работы не хватает - зачем тогда затевать?

Цитата с форума НИИ Соционики: viewtopic.php?f=47&t=253
Ирина Эглит (Школа Системной Соционики)
Я предлагаю дать теоретическое определение каждого аспекта. Это как минимум.
Второе предложение: продумать и провести эксперимент по наполнению аспектов.
Виктор Прокофьев (НИИ соционики):
Со своей стороны мы не считаем, что эти варианты могут быть реализованы в ближайщее время.
По крайней мере у нас на проведение подобных масштабных работ пока нет достаточных ресурсов.

А если нет ресурсов зачем тогда все остальное? Просто собрать на свой семинар два-три десятка человек, большинство из которых не занимается соционикой профессионально? Выступить с докладами, собрать подписи, что все согласны... Окей, каждый имеет право. Но к чему тогда громогласно рапортовать об успехах с рассылкой писем и сообщений на форумах, что "пошел процесс" сверки понятий по соционическим аспектам? В чем польза такого действа, кроме пиара конкретного бренда? ;)

О подписях. Действительно ли все представители школ и присутствующие поставили подписи под _списком содержания аспектов_, а если да, то понимали ли люди, что за бумагу им вручают на подпись? Очень применчателен случай с Владимиром Львовым, который расписался в списке участников (с указанием собираемых сумм оргвзносов) и затем с удивлением узнал, что эта подпись означает согласие с содержанием аспектов. :) Пришлось ему в отдельном письме открещиваться "У меня слишком глубокие идейные расхождения с этим документом, скорее даже в подходе, чем в трактовке". Интересно, сколько еще человек из помещенных на сайте в списке подписавшихся под "согласованным списком аспектов" расписались всего лишь за то, что сдали 300 р.? ;)

Это все мелочи, на первый взгляд. Там не согласовали, там не ту бумагу дали на подпись, там недопоняли, там не хватило, здесь торопливо рапортовали... И снова вопрос, в чем смысл для соционики, если процесс согласования базовых положений будет происходить в такой форме?


Инициатива НИИ соционики похвальна, но...
Еще в далеком 2007 году мы предлагали НИИ Соционики провести работу по сверке содержания основных соционических понятий, в т.ч. аспектов. Организовать "соционический круглый стол" между разными соционическими школами. Пригласить всех практикующих социоников, совместно выбрать регулируюший орган, и проводить обсуждение по каждому понятию, с обоснованием, с примерами, с практикой диагностики. До тех пор, пока каждое конкретное содержание каждым конкретным социоником не будет принято. Олег Хрулев обещал оказать этому проекту информационную поддержку в виде специального ресурса. Это похоже на то, что делается сейчас, но за рядом исключений. Во-первых - длительность процесса согласования. 8 аспектов за три часа - комментарии излишни.:) Во-вторых, мы предлагали делать именно круглый стол, у которого есть ведущий - модератор и все участники на равных, хотя инициатива, безусловно, принадлежит тем, кто ее проявил и кто вложился в подготовку. Честь им и хвала :). В-третьих - круглый стол людей, занимающихся практической деятельностью в русле науки - в том числе, выработкой теоретических обоснований и проверкой их на практике, или демонстрационный семинар с докладами для заинтересованной аудитории любителей - как нам кажется, имеют разный вес и разную значимость. Поэтому радостный возглас В.Прокофьева "Процесс пошел!" нас немного удивил и озадачил, т.к. Виктор, непосредственно участвовал в подготовке того, 2007 г круглого стола. Процесс действительно пошел, но пока неясно какой... :)

Мы-по прежнему считаем, что сверка понятий необходима, но в том виде, в котором ее пытаются проводить сейчас, она не имеет смысла.

Теперь наши предложения.
1. Процесс сверки понятий должна возглавить известная и достаточно независимая организация. На наш взгляд ей может быть Международный Институт Соционики (МИС). Организация достаточно авторитетная, заинтересованная в продвижении соционики и многократно доказавшая это на практике.
2. МИС проводит сертификацию, присваивая степени бакалавра, магистра и доктора соционики. Выпускники многих школ сертифицируются в МИС, а, значит, признают его роль, как координирующего центра. В МИС существует Ученый Совет, в который входит большинство действующих докторов соционики. Именно МИС проводит крупнейшую ежегодную конференцию по соционике. Учитывая наш опыт 2007 года, нам кажется очевидным, что сверка понятий должна идти не с уровня отдельной школы, а с уровня координирующего центра, которым в настоящее время и является МИС. В том числе - по форме.
3. Принимать участие в обсуждении могут те, кто имеет сертификат от МИС. Возможно, даже не бакалавра, а только магистра или доктора. Так
а) уменьшится количество участников, что упростит процесс принятия решения
б) повысится качество обсуждения и решения
4. Мы полностью поддерживаем предложения Ирины Эглит:
"Я предлагаю дать теоретическое определние каждого аспекта. Это как минимум.
Второе предложение: продумать и провести эксперимент по наполнению аспектов."
Безусловно, теория дает основу для проведения эксперимента. И мы считаем, что не голосование на семинаре одной школы, а только реальный эксперимент, спроектированный с участием разных точек зрения разных школ может расставить точки над i в вопросе наполнения аспектов.
5. Процесс сверки должен быть гласным.
6. Если уж говорить о научности, начинать процесс сверки необходимо с базовых положений науки, таких как объект, предмет и метод. Потом уже переходить к содержанию понятий, следуя от более высокого уровня понятий ко вложенным.

Такую платформу мы готовы обсуждать и в такой работе готовы участовать, представляя свои ресурсы - оргвзносы, организаторское участие, расшифровку протоколов и т.п.

Наша позиция кратко по пунктам относительно проекта НИИ Соционики.
1. Проект сверки соционических понятий (в частности, наполнения аспектов) необходим.
2. Проект НИИ соционики очень полезен, как еще один опыт, демонстрирующий необходимость совместного шага в этом направлении
3. Своими действиями НИИ соционики рекламирует школу, но не помогает выработке понятий в науке. Тем самым проект может дискредитировать саму идею сверки понятий.
4. Нет смысла начинать сверку с "середины списка". Например, понятие "аспект" является вложенным по отношению к понятию "макроаспект" (или полюс признака логика, этика, сенсорика, интуиция). Имеет смысл сначала прийти к объекту, предмету и методу соционики.
5. Координатором подобного проекта должна быть не какая-то отдельная школа, а достаточно авторитетная организация (например, МИС)
6. При наличии такого координатора и такого проекта мы готовы стать участником проекта и работать над сверкой соционических понятий и выработкой единой платформы.
Аватара пользователя
Виктор Прокофьев
Преподаватель
 
Сообщения: 545
Зарегистрирован: 07 май 2009, 09:29
Пол: Мужской

След.

Вернуться в Функции и аспекты

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron