
Чем соционика отличается от известных психологических теорий личности? Соционика предложила математическую модель психики человека. Точнее, не всей психики, а процессов информационного обмена.
В основу подхода положена идея К.Г. Юнга о наличии у человека психических функций, каждая из которых выполняет свою работу. К. Г. Юнг выделил четыре психические функции: мышление, чувство, интуиция, ощущение, которые можно рассматривать как каналы для восприятия, обработки и передачи информации разного качества.
Соединение информатики с психологией дало возможность Аушре Аугустинавичюте построить модели структуры психологических типов. При построении Аушра учла утверждение К.Г. Юнга о том, что функции в психике человека выстраиваются в иерархию и первоначально построила модель Ю. Она назвала ее так в честь К.Г. Юнга.
Позднее Аушра Аугустинавичюте разработала модель А, состоящую из всех восьми соционических функций. Соционик В. Медведев предложил назвать ее так в честь Аушры. Модель А выстроена в соответствии с положением психоанализа З. Фрейда о структуре психики, включающей сознание и бессознательное: эго – суперэго – ид. Структура изображается в виде двух колец функций:
Ментальное кольцо осознанных функций
Витальное кольцо подсознательных функций
четырех горизонтальных блоков:
ЭГО, СУПЕРЭГО, СУПЕРИД, ИД.
ЭГО. Сильные осознанные функции личности отражают главное в сущности типа. Они представляет собой зону уверенности. По этим функциям человек выбирает жизненные цели и средства к их достижению. По ним следует выбирать профессию.
СУПЕРЭГО. Слабые осознанные функции служат для адаптации человека в обществе. Здесь важны общественные нормы, ожидания социума. Человек никогда не уверен в содержании этих функций, как не уверен в своем соответствии требованиям общества.
СУПЕРИД. Слабые подсознательные функции податливы, управляются информацией, поступающей извне, легко поддаются суггестии, программированию. Информация по ним воспринимается некритично, с доверием, запоминается без анализа. Здесь человеку требуется помощь, но и учится он по этим функциям легко и эффективно. Человек с благодарностью воспринимает информацию и помощь по этим функциям. Хотите сделать подарок человеку - делайте его по пятой и шестой функциям.
ИД. Сильные подсознательные функции. Содержание этих функций человек редко обдумывает, творческой работы по ним практически не бывает, а решения принимает мгновенно, генерирует на подсознательном уровне, без лишних слов и размышлений. Сила этих функций и скорость их включения определяют зону подсознательной уверенности человека. Эти функции чаще всего включаются в "пожарной" ситуации, где некогда размышлять, или в обычных бытовых ситуациях, когда привычная работа не требует "включения мозгов".
Модель А
Ментальное кольцо |
базовая |
1 |
2 |
творческая |
сильные |
ЭГО |
болевая |
4 |
3 |
ролевая |
слабые |
СУПЕРЭГО |
Витальное кольцо |
референтная |
6 |
5 |
суггестивная |
слабые |
СУПЕРИД |
органичительная |
7 |
8 |
реализующая |
сильные |
ИД |
Функции и ячейки модели А (Аушра Аугустинавичюте):
Сила – слабость функций.
Сила функции предполагает наличие информации и навыков в количестве, достаточном для разумных и интенсивных действий.
Слабость функции предполагает неуверенное и нервозное владение информацией.
Ментальность – витальность функций.
Ментальные функции осмысливают действительность и сознательно к ней приспосабливаются.
Витальные функции – проблемы решают путем приема сигналов от раздражителей и реакции на них по первой сигнальной системе (т.е. большей частью, действием).
Акцептность – продуктивность функций .
Акцептные элементы воспринимают и воспроизводят в сознании действительность и обеспечивают психику объективной информацией.
Продуктивные элементы перерабатывают информацию, полученную акцептными элементами.
Блоки функций модели А
Что такое "блок функций"
Блоком называется пара функций, имеющих разные установки (экстраверсия – интроверсия) и классы (рациональность – иррациональность).
По такому правилу можно из восьми функций построить 16 блоков:
По первой функции идет преимущественно восприятие (оценка), сравнение новой информации с ранее известной. По второй функции генерируется новая информация.
Блоки, начинающиеся с экстравертной функции, оценивают свойства объектов через информацию об отношениях. Такие блоки А. Аугустинавичюте назвала экстравертными.
Блоки, которые начинаются с интровертной функции, оценивают отношения через информацию об объектах и называются интровертными.
Роль блоков в информационной системе человека
|
|
Экстравертные
|
|
Интровертные
|
Статические
|
 
|
чтобы иметь широкие возможности, надо хорошо понимать, что происходит
|
 
|
чтобы были справедливость и порядок, надо гибко подходить к ситуации
|
 
|
чтобы иметь возможности, надо строить отношения
|
 
|
для того чтобы сохранить отношения, необходимо искать возможности
|
 
|
чтобы сохранять власть, нужен порядок
|
 
|
чтобы оценить порядок нужно употреблять власть и авторитет
|

|
распространяет на территорию свое влияние, в соответствии со своими нравственными нормами
|

|
для того чтобы сохранить отношения, надо бороться со злом
|
Динамические
|
 
|
как можно больше дел в единицу времени: «Время не ждет!»
|
 
|
организация дел для экономии времени
|
 
|
обустройство пространства для извлечения максимальной выгоды
|
 
|
организация дел для обеспечения удобства
|
 
|
создать динамичное действо, чтобы обеспечить эмоциональное напряжение, накал страстей
|
 
|
дать мотивацию для ускорения
|
 
|
приготовление вкусной пищи для создания хорошего настроения
|
 
|
создание настроения себе и другим для внутреннего комфорта
|
Вербальные и лаборные блоки модели А.
Вербальные (ценностные) и лаборные блоки модели А (Аушра Аугустинавичюте).
Вот что написала А. Аугустинавичюте про вербальные (ценностные) и лаборные блоки:
«... горизонтальные блоки ... можно делить на ... вербальные и лаборные блоки. Эго и CуперИд — вербальные, Ид СуперЭго — лаборные... «Вербальные блоки» «озвучивают проблемы». Коллективные обсуждения и очень осторожная индивидуальная активность, дотошное избегание ошибок. Все обсуждая и вышучивая, стараются всевозможные ошибки испробовать на вербальном уровне. По Эго — потому, что о соответствующих аспектах активно, сознательно и самостоятельно мыслят, стремятся к совершенству и действуют только обдуманно, с чувством личной ответственности и полностью спокойной совестью. По СуперИд — потому, что о соответствующих понятиях вообще почти ничего не знают и не понимают, постоянно ожидают руководящих и разъясняющих положений и указаний. И по той причине слушают что угодно, с полным пониманием, что только это в конце концов, возможно, выведет на путь истинный и сформирует хотя бы временные установки. Обсуждают каждый шаг и каждый поступок. В общем — полная свобода слова и дискуссий и большая предупредительность в поступках. Споры, дискуссии, нападки, претензии. Все это на уровне интеллектуальной игры или помощи непонимающим... «Лаборным блокам», наоборот, присуща коллективная физическая, трудовая, эмоциональная и прочая реализация по первой сигнальной системе. Коллективизм на деле, а не в дискуссии. С разговорами и шутками — осторожно. Передается лишь объективная информация, то, что удалось видеть или слышать, без собственных комментариев: мне говорили, я читал... Действуют не обсуждая, лишь в ходе дела обмениваясь мнениями...»
Диагональные императивы модели А
Диагональным императивом Евгений Шепетько назвал пару функций, которые находятся по диагонали друг другу в модели А и принадлежат одному кольцу либо ментальному, либо витальному. (Они не входят в состав блоков Модели А.) Всего таких пар четыре:
( ) – ( ),
( ) – ( ),
( ) – ( ),
( ) – ( )
Ячейки модели А. Особенности (алгоритмы) работы функции в каждой из ячеек модели А
Сильные функции (1-2 ячейки ментального кольца) представляют собой зону уверенности. По ним следует выбирать профессию.
Первая функция – базовая. Основа личности и интеллекта человека. Информацию по ней он воспринимает адекватно и может выступать в роли эксперта по вопросам, связанным с этой функцией.
Вторая функция – творческая. По расположенной в ней функции человек быстро усваивает информацию и часто генерирует ее сам, выступает в роли критика.
Слабые функции (3-4 ячейки ментального кольца) служат для адаптации человека в обществе.
Третья функция – ролевая. По функции в ней человек в непривычных для себя условиях играет роль, использует для адаптации в новой ситуации, старается блеснуть по этой функции.
Четвертая функция– болевая точка. Информацию по функции в этой ячейке трудно воспринимать адекватно, работать по ней творчески, поэтому человека лучше не критиковать по вопросам, связанным с ней. Даже похвалу по болевой точке воспринимают с трудом. Здесь уместна аналогия с физической болью: больное место лучше не трогать никак - ни с целью погладить, ни с целью уколоть.
Слабые функции (5-6 ячейки витального кольца). Слабые неосознанные функции податливы, управляются информацией, поступающей извне, легко поддаются программированию.
Пятая функция – суггестивная. «Входные ворота» для информации. По ней мы получаем информацию из внешнего мира с повышенной доверчивостью. Адекватность анализа ситуации достигается переработкой такой информации в своем сознании с помощью других функций.
Шестая функция – референтная. Слабая функция, непригодная для творческой работы, однако обучение по ней происходит настолько легко, что может дать хорошие результаты. По этой функции человек ориентируется на мнение референтной группы, не противопоставляет себя. Как зададут в разговоре, так и реагирует. Функция нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам.
Сильные функции (7-8 ячейки витального кольца). Содержание этих функций человек редко обдумывает, а решения принимает мгновенно, генерирует на подсознательном уровне.
Седьмая функция – ограничительная, рамочная. С ее помощью человек может оградиться от любых нежелательных воздействий, ограничить излишнюю активность окружения. Но и ограничить человека можно вернее всего по его же седьмой функции: это обезоруживает, не оставляет средств. Часто проявляется в вербализации рамок и границ по соответствующему этой функции аспекту.
Восьмая функция – реализующаяся без слов на деле. Она включена в работу практически всегда, образует фон всей жизни человека. По ней не следует стремиться к творческой работе, зато это надежная опора для человека в любых ситуациях.
Функции Модели А. Какие аспекты информации они обрабатывают
Интуиция возможностей: Информация, теории, новые идеи, перспектива, альтернатива, потенциальные возможности, способности, внутренняя структура.
Интуиция времени: Будущее, прошлое, процессы во времени, учет ошибок, молодость - старость, распределение времени, планы, предчувствие, прогноз, стратегия.
Логика действий: Движение, действие, факт, польза, выгода, целесообразность, технология, метод, поступок, знания.
Логика отношений: Конкретика, подробность - абстракция, анализ, истина, универсальность, организация, официальные отношения, строгость, система, иерархия, дистанция.
Волевая сенсорика: Овладение пространством, внешняя форма, масса, сила, цвет, сила воли, физическая сила, власть, влияние, желания, тактика, чувство своей территории.
Сенсорика ощущений: Комфорт, отдых, здоровье, самочувствие, ощущения, эстетика, гармония.
Этика эмоций: Эмоции людей, смех, плач, энтузиазм печаль, романтизм, тревога, паника, радость.
Этика отношений: Симпатии - антипатии, притяжение - отталкивание, чувства, умение не обидеть, нравственность, порядочность, человечность.
Размерность функций информационного метаболизма
описал Букалов А.В. в статье «Структура и размерность функций информационного метаболизма». // Соционика, ментология и психология личности. - 1995. - N 2
Размерность функций бывает одномерной (личный опыт), двухмерной (+нормы), трехмерной (+ситуация) и четырехмерной (+глобальность или время).
Базовая функция содержит 4 составляющих или 4 вектора:
- t – вектор глобальности
- s – вектор ситуации
- N – вектор норм
- Я – вектор личного опыта
Творческая функция содержит 3 вектора:
- s – вектор ситуации
- N – вектор норм
- Я – вектор личного опыта
Ролевая функция содержит 2 вектора:
- N – вектор норм
- Я – вектор личного опыта
Болевая функция содержит 1 вектор:
Практическое применение горизонтальных блоков Модели А
:
При гармоничном развитии эти 4 вектора у человека примерно одинаковы.
Если одни или несколько векторов увеличены по сравнению с другими, это может говорить о перекосах в развитии.
Если у человека усилен вектор глобальности, это выражается в том, что он глобально воспринимает дела, события, людей, умеет разглядеть значимые задачи, но при этом преувеличивает их ценность.
Если у человека усилен вектор ситуации, это выражается в том, что он легко ориентируется в различных ситуациях, быстро и успешно приспосабливается к событиям, находит массу творческих решений, но при этом он склонен к приспособленчеству, может легко менять свою позицию.
Если у человека усилен вектор норм, он тщательно и аккуратно следует соблюдению социальных норм и правил, относящихся как к работе, так и к неформальному общению, к внешнему виду, к стилю речи (как он эти правила понимает), следит за тем, чтобы правила и порядок не нарушались.
Если у человека усилен вектор личного опыта, он в большинстве ситуаций опирается преимущественно на себя, на свой опыт, свою, при этом игнорирует другие мнения, не учится на чужих ошибках, не умеет широко и творчески взглянуть на ситуацию, меряет людей «своим аршином». Статьи с аннотациями по практическому применению модели А.
Еще статьи:
Прокофьева Т.Н. Моделирование психики
Прокофьева Т.Н. Блоки функций в модели А
Прокофьева Т.Н., Девяткин А.С., Исаев Ю.В. Практическое применение горизонтальных блоков Модели А
Т. Н . Прокофьева, Ю.В. Исаев. Состояние функций блока ИД как индикатор надежности и внутренней свободы человека Татьяна Прокофьева, Марина Кузьмина. Точка наименьшего сопротивления
Шнайдер Альберт. Интуиция возможностей у Логико-сенсорного интроверта
Ю.В. Исаев. Опора подсознания. Восьмая функция в Модели А
|