Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
О диагностике и решении некоторых психологических проблем PDF Печать E-mail
20.01.2009 23:42

Крылова Ольга Валерьевна,
Прокофьева Татьяна Николаевна

 

Доклад на VI московской научной конференции, 2002.

На пятой московской конференции по соционике доклад Крыловой О. В., был посвящен развитию темы об основных формах страха по Ф. Риману. В ходе его обсуждения возникли вопросы: как решать проблемы, связанные со страхами, каким образом можно избавиться от них. И это понятно. Ведь, изучая какую-либо теорию, строя научные предположения, мы ставим целью не только познание причинно-следственных связей, осознание закономерностей развития, но стремимся понять самое главное – как с помощью этих знаний мы можем помочь тем, кто к нам обращается за советом. Поэтому следующий цикл докладов – уже совместный с Т. Н. Прокофьевой – посвящается подробному разбору каждого отдельного вида страха и путей выхода из него с позиций разных теорий и методов решения.

Основные проблемы, возникающие у человека, имеют корни, идущие с самого раннего детства – когда (по Ф. Риману) формируются основные формы страхов. Благодаря соединению нескольких теорий, у нас возникло предположение, что основные формы страхов возникают в момент прохождения ребенком первых четырех стадий развития по Э. Эриксону, соответствующих по теории Т. Н. Прокофьевой слабым соционическим функциям в модели А.

Данная работа посвящена разбору формы страха, соответствующей шизоидному типу личности.

Этот тип страха формируется в момент прохождения ребенком первой стадии развития: от рождения до года. По Э. Эриксону на этой стадии решается задача: «Базисное доверие против базисного недоверия».

Базисное доверие миру – это основа для всех взаимоотношений, взаимосвязей со всем, что нас окружает. Поэтому, когда эти связи рвутся, происходит отрыв, уход в мир собственных иллюзий. Со временем такой человек теряет связь с действительным целостным объективным представлением о мире, ведь оно формируется в процессе общения, соприкосновения с разными точками зрения, в результате обмена не только деловой информацией, но и душевными переживаниями разных людей. Чтобы «ходить по земле», быть полноценным членом общества, необходимо сопоставлять свои мысли и чувства с мыслями и чувствами других людей.

При недостаточно удачном прохождении первой стадии развития личности у человека не устанавливается необходимый баланс между доверием и недоверием миру и людям. Он не ориентируется, в каких ситуациях можно доверять, а когда следует отстраниться. В результате у такого человека формируется склонность проявлять недоверие к миру и людям, отстраняться, избегать тесных контактов с людьми. Если поражение первого уровня развития очень сильно, у человека возникает первичный страх – страх связи. В этом случае он неадекватно оценивает опасность вторжения в его личное пространство.

Первая стадия развития личности по теории Т. Н. Прокофьевой [[i]] соответствует суггестивной функции в модели А. Следовательно, поражение психики человека на первой стадии развития (связанное, например, с тяжелым заболеванием или неправильно организованным уходом, недостаточной теплотой в обращении) негативно отражается на качестве работы суггестивной функции. В таких случаях можно говорить о том, что функция недостаточно хорошо справляется со своей работой, и даже о том, что она принимает характер дополнительной точки наименьшего сопротивления.

В поисках выхода из подобных проблем человек стремится опереться на соседнюю функцию того же блока в модели А. В данном случае – на референтную. С чем это связано? Функции в модели А работают блоками, а не сами по себе. При ослабевании одной из функций блока большая нагрузка приходится на соседнюю функцию.

Референтной функции соответствует вторая стадия развития личности. Задача этой стадии: «Автономия против стыда и сомнения». Не умея полностью воспользоваться опытом решения первой задачи, человек делает упор на опыт решения второй, пользуется им чаще и увереннее. Если никому нельзя доверять, значит не на кого положиться, опереться в трудную минуту, отсюда «я все должен решать и делать сам». Такому человеку трудно открыться миру, взглянуть на вещи проще: «в мире все намного сложнее». Главной становится автономия личности, отделенность от всех, повышенная самостоятельность. При очень сильном поражении следует говорить уже о шизоидной акцентуации личности.

У шизоида не решены вопросы доверия, но сильна автономия личности. В своей автономии шизоид может уйти очень далеко: вознести себя выше всех (грех гордыни), «улететь» в фантазии с полным отрывом от реальности. Само название «шизофрения» указывает на раздвоение – расщепление личности. У шизоидного типа личности одновременно присутствуют две концентрации внимания:

· «Я для себя»: настрой на собственное «я», «какой я прекрасный, замечательный»;

· «Я для других»: взгляд со стороны (чаще сверху вниз), как все «крутятся» вокруг меня, т.е. взгляд на весь мир «со своей колокольни».

То есть «Я» у шизоида находится в центре внимания, весь мир крутится вокруг него. «Я» в центре, и все люди озабочены созданием мнения обо мне.

Итак, у шизоидов сильно стремление к автономии личности. Это не следует понимать так, что мы считаем всех шизоидов самостоятельными людьми. Самостоятельность еще надо заработать. Вернее здесь такой вариант: у шизоида не решены вопросы доверия, при этом обостренное стремление к самостоятельности, личной автономии.

У нормальных людей, здоровых и без акцентуаций характера, тоже могут быть такого же рода страхи. Просто они не так ярко выражены. Страх у нормального человека (если у него поражена первая стадия развития) - доверить другому свои чувства, переживания, то, что в душе. Отсюда стремление к самостоятельности: раз никому нельзя доверять, я все должен решать сам. А если не доверяем, значит, не обсуждаем, значит, не только других не пускаем к себе в душу, но и к ним в душу не заглядываем, следовательно, отрываемся, уходим в мир иллюзий. Один человек всю реальность мира познать не может, для этого нужен коллективный разум. Чтобы держаться «на земле», в обществе, мы должны сопоставлять свои мысли и чувства с мыслями и чувствами других.

По Риману, этот вид страха образно описан как вращение земли вокруг своей оси: «Я» в центре внимания, мир вращается вокруг моего «Я». Поскольку для шизоида характерен крайний эгоизм, ему неудобно, чтобы рядом были другие мнения, трудно учитывать чужие интересы. В таком случае остается или отстраняться, или навязывать другим свою точку зрения. Отсюда у шизоидов неявное, как само собой разумеющееся, стремление к власти.

Для шизоида характерно обостренное чувство того, как к нему относятся окружающие. Для него важно, чтобы его заметили, выделили из толпы – любили не просто так, а за его неповторимую индивидуальность, за то, что он «на самом деле лучше других». Хотя сам шизоид живет по принципу: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей…» Шизоиды берут от жизни все по максимуму. Когда им делают подарки, дают взятки, они считают это в порядке вещей.

У шизоидного типа личности одновременно присутствуют несколько объектов в поле внимания: я, они, мои любимые идеи, хобби – увлечения. Отношение ко всем этим объектам практически не меняется: я прекрасен, они хуже меня, чужие. Шизоиду свойственна широта интересов. При неумении (или нежелании) сконцентрироваться на одном. По теории Я. Фельдмана удержание нескольких объектов в поле внимания, деление мира на своих и чужих - соответствует второму уровню развития.

Чтобы было понятнее: у человека с шизоидной формой страха поражен первый уровень развития, и он стремится опереться на второй уровень, пользоваться им чаще и увереннее. Поэтому ему удобнее удерживать в поле внимания несколько объектов, чем концентрировать внимание на одном: например, на собеседнике.

То есть можно предположить, что суггестивная функция в модели А, соответствующая первой стадии развития, у него развита слабо, слабее, чем у других представителей того же типа. Такова его индивидуальная особенность. Здесь речь идет уже о различиях внутри одного и того же типа.

Приведем примеры отражения шизоидной формы страха у соционических типов.

ИЭИ и ИЛИ, у которых суггестивная функция Волевая сенсорика, хуже других представителей своего типа будут следить за внешним видом, не смогут отстаивать свою территорию;

ИЛЭ, ИЭЭ не будут следить за своим здоровьем, комфортом и уютом в доме, может быть неразборчивость в сексуальных связях (Сенсорика ощущений);

СЭИ, СЛИ будут излишне недоверчивы к возможностям проектов или способностям как своим, так и других людей (Интуиция возможностей);

ЛИИ, ЛСИ будут не адекватны в восприятии и выражении эмоций – неуместные смех или грусть (Этика эмоций);

ЭСЭ, ЭИЭ не увидят причинно-следственных связей, труднее других представителей своего типа будут анализировать ситуации, делать математические выкладки (Структурная логика),

СЛЭ, СЭЭ не будут верить в перспективы развития, возможно нарушение ориентации во времени (Интуиция времени);

ЛИЭ, ЛСЭ не будут верить в высокие чувства, пренебрегая близкими взаимоотношениями (Этика отношений);

ЭСИ, ЭИИ не смогут распорядиться финансами, отладить технику, довериться знанию профессионалов (Деловая логика).

При этом особый упор и интерес будут приходиться на референтную функцию:

ИЭИ и СЭИ будут программистами, математиками, юристами;

ИЛЭ и СЛЭ будут актерами, певцами, композиторами;

ЛИИ и ЭИИ – врачами, ветеринарами, поварами;

ЭСЭ и ЛСЭ – изобретателями, инженерами, проектировщиками;

ЛСИ и ЭСИ – плановиками, астрологами, работать с детьми и престарелыми;

ЭИЭ и ЛИЭ – военными, работать в правоохранительных органах, налоговой инспекции; СЭЭ и ИЭЭ – бизнесменами, учеными, конструкторами, техниками, учителями;

ИЛИ и СЛИ – психологами, воспитателями, педагогами.

Хорошо ли это? Хорошо, пока в норме. Страх дает дополнительную энергию для преодоления трудностей, для обучения и работы по шестой функции. Но если он слишком подавляет пятую функцию, то это уже социально опасно, нужно выходить из этого состояния, нужна помощь.

Как помочь человеку справиться с шизоидным страхом? Приведем четыре вида рекомендаций. Если применять их в совокупности, следует ожидать более надежного эффекта.

1. по Ф. Риману.

2. по Э. Эриксону.

3. по Я. Фельдману.

4. по соционической модели (методика Т.Н. Прокофьевой).

По Ф. Риману, основной выход из данной формы страха через противоположное стремление «вращения земли вокруг солнца», то есть человеку с шизоидной формой страха необходимо, если так можно выразиться, развернуться в сторону депрессивного страха - боязни быть отторгнутым, изгоем. Это не означает, что вместо одного страха надо приобрести другой. Здесь речь идет о механизме компенсации. По Ф. Риману эти две формы компенсируют друг друга, поэтому, поворачиваясь в сторону противоположной формы, человек снимает напряжение страха, делает его не таким значимым, не столь давящим.

Для того, чтобы справиться с шизоидным страхом, надо постараться оценить в полной мере необходимость контактов и межличностных связей: чаще быть в кругу семьи, укрепить взаимоотношения с друзьями, стать внимательнее к людям вокруг, деловую сферу общения сменить на душевный дружественный лад. Понять, что «все гениальное просто», не зря в народе говорят: «будь проще и люди к тебе потянутся».

С помощью теории Э. Эриксона можно дать следующую рекомендацию. Для того чтобы проработать первую стадию развития (до 1 года), заново научиться доверять себе, своим родным и близким, необходимо проанализировать отношения с родителями, выработать в себе качества искренности и открытости миру. В последнем случае хорошо помогают упражнения на расслабление и чувство растворения себя в мире. При этом важно помнить, что главная задача здесь состоит не в том, чтобы доверять всем подряд, а именно в том, чтобы научиться чувствовать необходимый баланс между доверием и недоверием миру.

С точки зрения теории Я. Фельдмана, человеку с шизоидной формой страха помогут ежедневные тренировки концентрации на одном объекте: медитация на одной мысли, молитва, концентрация внимания сначала на одной картине, затем на пламени свечи (здесь важен переход от сложного к простому: от большого количества объектов – к одному).

В соционической модели А необходимо развивать и поддерживать суггестивную функцию: больше интересоваться тем, что относится к ее аспекту, накапливать необходимый жизненный опыт в этих областях, осваивать простейшие умения и навыки. Если информацию по данной функции не удается воспринять адекватно (ведет себя как вторая болевая), то выход нужно искать по диагонали через ограничительную функцию. Например, человек по ТИМу ЛСЭ плохо ориентируется в мире чувств, не знает, что хорошо, а что плохо (Этика отношений), выход через знание норм поведения, принятых в обществе, правила этикета (Структурная логика).

Шизофрения – это болезнь духа. Поэтому шизоиду необходимо научиться фиксировать внимание на идее Служения. Можно найти себе «Солнце» и научиться «вращаться вокруг него». Все обряды основных религий направлены на поклонение Богу, как единственному Богу в мире (может быть отсюда непризнание других точек зрения) – у кельтов Бог так и назывался Один. Молитва, зажигание свечи, вставание на колени – все это для того, чтобы человек себя почувствовал ничем пред Всем, чтобы раскаяться в собственной гордыне и отдать себя в руки Воли Божьей. Но это возможно только при одном условии – необходимо открыться и доверить себя миру. Святые Писания, проповедующие любовь и милосердие, направлены на укрепление взаимоотношений между людьми, сохранение семейных традиций.

 

Вывод: Шизоидный тип личности находится в пределах нормы, пока он способен концентрировать внимание на одном объекте (пока суггестивная функция в порядке). И имеющийся у него страх связи дает дополнительный стимул к развитию самостоятельности. Патология наступает тогда, когда он не может концентрировать внимание на одной точке: на одном деле, предмете, человеке. Тогда он начинает уходить в мир иллюзий, не удерживая прежде всего собственную идентичность с социумом, с миром. Так нарушается целостность личности. В случае паталогии, естественно, следует обращаться за помощью к врачу. В случае нормы для снижения уровня страха и улучшения качества жизни – предлагаем следовать вышеописанным рекомендациям.

 



[i] Т. Н. Прокофьева. Развитие личности по теории Э. Эриксона и по модели А. // http//:www.socionics.ru/, 1999.


Обновлено 04.05.2017 23:52 Прочитано : 19535 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 84 гостей онлайн
Просмотры материалов : 11759722