Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Геометрия интертипных отношений(3). Применение PDF Печать E-mail

Т.Н. Прокофьева
Е.А. Удалова

Это третья статья из цикла "Геометрия интертипных отношений". Две предыдущие: 

Геометрия интертипных отношений.Введение
Геометрия интертипных отношений. Модель отношений малой плотности

 

Геометрическое представление формулы типа в виде трехмерного куба, в вершинах которого расположены восемь функций модели “А” известно давно. Интересно посмотреть, как при этом будут выглядеть интертипные взаимодействия, представленные в виде сочетаний кубиков.

Предлагаем следующее правило конструирования модели взаимоотношений.

Обмен информацией происходит между тождественными функциями. В геометрическом представлении это должно означать, что при интертипных взаимодействиях надо рассматривать соединение тождественных элементов кубиков, т.е. вершин, содержащих одинаковые соционические функции.

Возмем для рассмотрения кубик типа Дон Кихот. Приставим к нему сверху кубик так, чтобы совпали все четыре тождественных элемента. Достроим его по правилам построения модели: на вертикальных ребрах должны быть расположены дополняющие функции. Получаем кубик типа Дюма. Пристроив аналогичным образом кубик снизу, видим, что тоже получился Дюма. Видим, что к верхней и нижней граням пристраиваются кубики дуального типа. Аналогичным образом, пристроив кубики к боковым граням получаем кубики зеркального типа, а к фронтальной и тыловой граням пристраиваются кубики- конфликтеры.И т.д. ( см. рисунок 1).

Рисунок A. Построение геометрической модели интертипных отношений.

При таком рассмотрении кубики, соответствующие различным соционическим типам в одних случаях допускают соединение целыми гранями, в других — только ребрами или только вершинами. Это отражает характер плотности взаимодействия в различных интертипных отношениях.

Плотные интертипные взаимодействия представлены геометрически как стыковка кубов гранями — передача информации происходит одновременно по 4-м фукциям, составляющим грань куба:

  • Дуальные — передача информации по верхней и нижней граням;
  • Зеркальные — передача информации по правой и левой граням;
  • Конфликт — передача информации по фронтальной и тыловой граням.

Отношения меньшей плотности — как стыковка кубов ребрами: активация, суперэго, квазитождество.

Отношения погашения — сверхмалой плотности — стыковка по одной вершине. Отношения тождества — сверхплотные — стыковка по 8-ми функциям сразу.

Кроме структуры, соответствующей формуле типа, модель позволяет учесть и объем, соответствующий объему интеллекта конкретного индивида.

Наряду с понятием объема информационного метаболизма вводим понятие характера наполнения информационных каналов. Плодотворный контакт может происходить между партнерами с примерно одинаковыми уровнями информационного метаболизма и примерно похожим наполнением информационных каналов.

  • Рассмотрим для примера дуальные отношения. Взаимодействие плотное, обмен информацией происходит одновременно по четырем функциям, по граням. Дуалы хорошо чувствуют состояние друг друга. Общению уделяется значительная часть внимания, от него трудно отвлечься. Именно поэтому дуалов не может быть много, ведь у кубика всего две горизонтальные грани.

    Плодотворное дуальное общение возможно лишь тогда, когда пара гибкая, и перемены поддержки происходят легко и “поровну” в зависимости от ситуации. Иначе создается впечатление, что один “сидит на шее” у другого или второго “топчут ногами”.

    Та же картина наблюдается при значительной разнице в культурных уровнях партнеров (объемах кубиков). Кубик меньшего объема в подавляющем большинстве случаев расположится сверху, т.к. долго выдерживать давление большего он просто не в состоянии: возможности его ментального кольца значительно ниже, чем требуется для обеспечения потребностей витального кольца партнера.

    По всей вероятности разница в окраске информации (характере наполнения информационных каналов) затрудняет общение в дуальной паре, т.к. трудно заблокироваться от воздействия информации, поступающей на четыре функции одновременно.

    Здесь наглядно иллюстрируется мысль о том, что существуют дуалы свои и чужие, видны трудности реальных дуальных отношений.

    Прелесть гармоничных дуальных отношений состоит в том, что можно в любой момент рассчитывать на поддержку по подсознательным функциям и прикрытие слабых сознательных функций. В то же время есть ощущение нужности от того, что можно подставить плечо партнеру, когда он слаб. Пара сильна единством и взаимной востребованностью творческих функций.

  • Разобранные 8 интертипных отношений занимают все свободное пространство вокруг и внутри кубика. Чтобы понять, как происходят другие взаимодействия, надо вспомнить, что до сих пор мы рассматривали интертипные отношения в трехмерном пространстве. На самом деле, информационное пространство, с которым мы имеем дело в соционике, не обязано быть трехмерным. Мы имеем право рассматривать наши трехмерные кубики в пространстве большей мерности, Для нашей модели достаточно четырехмерного пространства. Тогда кубики приобретают еще одну степень свободы. Четвертую координату обозначим направлением обхода горизонтальных граней, как это принято в физике.

    Похожую ситуацию мы видим, когда переворачиваем плоский лист бумаги в нашем привычном трехмерном прстранстве: лист, кроме координат по X и Y, имеет лицевую и тыльную сторону, т.е. его можно рассматривать в основном положении и в перевернутом. Так же и с кубиками: их размерность на единицу меньше размерности рассматриваемого пространства, следовательно, они также имеют два варианта рассмотрения — “прямой” и “ вывернутый”. Тогда родственные типы, представленные одинаковыми кубиками, будут отличаться направлением обхода горизонтальных граней, их лицевые грани будут повернуты в разные стороны.

    В связи с тем, что на бумаге нам не изобразить четырехмерных взаимодействий (да и вообразить их непросто!), принимаем геометрически половину типов как бы “вывернутыми наизнанку”. Это представление с математической точки зрения правомерно. Т. е. правомерно как общепринятое представление кубиков (а), так и предлагаемое нами (б). Не принципиально, какую половину типов изображать “вывернутыми”, т.к. картина симметрична, в реальном четырехмерном пространсве все типы равноценны. Изображение лишь отражает трудность взаимопонимания для таких типов, Не зря иногда говорят: “мне приходится выворачиваться наизнанку, чтобы его (ее) понять”.

    Рисунок B. Варианты геометрического представления родственных типов.

    Приняв такие допущения, рассматриваем остальные 8 типов по аналогии с первыми 8, учитывая при этом поворот лицевой грани во второй группе кубиков на 90 градусов относительно первых. При рассмотрении взаимодействий между типами из первой и второй групп, приходится учитывать разницу в направлениях потоков информации.

    Плотные интертипные взаимодействия второй группы:

    • Полудуальные — передача информации по верхней и нижней граням;
    • Подконтроль — передача информации по правой и левой граням;
    • Контроль — передача информации по фронтальной и тыловой граням.

    Отношения меньшей плотности — стыковка кубов ребрами: Заказ, Подзаказ, Деловые.

    Отношения Мираж — сверхмалой плотности — стыковка по одной вершине. Отношения Родственные — сверхплотные — стыковка по 8-ми функциям сразу.

    • Пример 2. Полудуальные отношения. Взаимодействие настолько же плотное, как и в дуальных — обмен информацией тоже одновременно по четырем функциям. Следовательно, отношения так же чувствительны к характеру наполнения информационных каналов — опасность диффузии велика.

      Отношения так же как и дуальные чувствительны к объемам информационного метаболизма.Партнер с меньшим объемом интеллекта расположится “на голове “ у другого, и отношения “застынут”, не приобретут гибкости. Интересным такое общение не назовешь.

      Разница между дуальными и полудуальными отношениями состоит в различии позиций партнеров. Если в дуальных отношениях партнеры видят мир с одной позиции, то в полудуальных они видят мир “под разными углами”. При этом происходит интенсивный обмен информацией между 2 — 8 функциями, что способствует взаимной реализации задуманного и обмен между 1 — 5 функциями, который способствует прекрасному взаимопониманию. Таким образом, человек получает от полудуала информацию о той стороне объекта, которую он сам не видит, на понятном ему языке. Это обеспечивает высокую информационную активность.

      Но если в дуальных отношениях взрослый блок одного из партнеров поддерживает детский блок другого, то здесь на взрослый блок (1 — 2) попадает блок из 5 и 8 функций, из слабой и сильной. И наоборот, для поддержки детского блока (5 — 6) представлен блок из 1 и 4 функций.

      Если поддержку в дуальных отношениях можно считать полной, то в полудуальных взаимодействиях существует слабое место — это передача информации с 4 на 6 функцию и с 6 на 4 . Обе функции слабые, возможно задевание болевой точки с детской непосредственностью. Поэтому поддержка и комфорт в полудуальных отношениях происходят только на интеллектуальном уровне, а в дуальных — на бессознательном.

    На геометрической модели эти различия видны достаточно отчетливо. Еще удобнее разбирать на ней многофигурные взаимодействия, выяснять причины сложностей в отношениях, тонкие эффекты взаимодействий.

     

     

    Как работает геометрическая модель.

    Семья: мама — Нп, папа — Гк, дочка — Есн.

    Пока дочка была маленькой, семья придерживалась следующей конфигурации(см. рисунок 3)

    Мама и папа находятся в Деловых отношениях. Общие интересы замыкаются на вопросы, связанные с этикой отношений: в доме всегда гости, у семьи много друзей по всей стране, семья часто ходит в походы ради общения и потом демонстрирует фотографии гостям, интересуется клубными делами, с удовольствием участвует в праздниках. Но иногда создается впечатление, что построение и демонстрация окружающим таких замечательных отношений приобрели несколько завышенную значимость и затмили другие стороны жизни.

    На схеме это соответствует жесткой фиксации по оси R — P, т. е. функция логики действий оказалась также жестко зафиксирована, но на бессознательном уровне. Другими словами, подсознательно все действия направлены на поддержание имиджа дружной семьи.

    Поддержанный по сильной подсознательной функции ребенок рос открытым, доброжелательным, веселым, общительным.

     

    Рисунок C. Первоначальная компоновка семьи.

    Все было бы хорошо, если бы отношения не фиксировались так жестко и допускали взаимодействия и по другим вопросам. Взаимный блеск творческих функций вытеснил из сознания другие, не менее важные стороны жизни. Наиболее удаленной из поля общего внимания оказалась логика отношений — болевая для обоих точка. Общепринятые догмы и усвоенные в семьях правила выполнялись автоматически, некритично, были для каждого своими, не согласовывались.

    Соответственно на оси L — E в подсознательном плане эмоции тоже оказались не согласованными, хотя трудно было бы понять, не имея перед глазами геометрической модели, почему два таких ярких этика не поддерживают друг друга по эмоциям. Наблюдался огромный раскол между впечатлением от той дружной семьи, где все уважают друг друга, и ощущением эмоциональной отгороженности каждого от других.

    Прошло время и изменились обстоятельства нашей жизни, сместились акценты, стало актуальным зарабатывать деньги, стало уже не до праздников с друзьями. Жизнь потребовала обращения к вопрсам логики действий. Постепенно общие интересы семьи сгруппировались вокруг этой функции (см. рис 2 ). Теперь установка семьи такова: все должны много работать, заниматься бизнесом. Подросшая дочь должна много заниматься, чтобы получить престижную профессию экономиста. Строится кирпичная двухэтажная дача, вкладываются деньги в строительство трехкомнатной квартиры.

     

    Рисунок D. Последующая конфигурация семьи.

    Как видно из рисунка, в результате такой перегруппировки общих интересов, дочка потеряла поддержку по бессознательным функциям, теперь, наоборот, она поддерживает бессознательные функции матери. Родители (особенно мать) оказывают немалое давление, чтобы дочь выполнила их ожидания, даже не щадя болевую точку девочки.

    Еще более удаленной из поля зрения семьи становится логика отношений: каждый испытывает свои трудности, кто в бухгалтерии, кто в математике, но не рассчитывают на поддержку в семье. У отца пропало взаимопонимание с дочерью. Не будучи поддержанным по трем подсознательным функциям ( его здоровье — S, настроение — E и перспективы — T не находятся в поле внимания семьи ), он оказался как бы в подвешенном состоянии. Это обстоятельство наглядно отражено в модели. По рисунку можно предположить, что в семье возникнут напряжения, отрывающие отца от семьи или мать от дочери. Практика наблюдения этой семьи подтверждает, что такие тенденции есть.

    Прогноз:

    Прогнозируются два варианта развития событий.

    Рисунок E Прогноз развития семьи .

    Если девочка останется привязанной к родителям, то устойчивость такой конструкции обеспечит только Дю или Гбн. Скорее это будет Гбн, т.к. логика действий имеет наивысший приоритет для семьи в данный момент. Для дочки это Суперэго — отношение, подчеркивающее актуальность для нее проблемы выживания в такой ситуации.

    Если же девочка встретит дуала, она отделится от родителей, общение значительно сократится, она постарается жить отдельно. Здесь все было бы хорошо, если бы у девочки не было привычки поддерживать партнера по бессознательным функциям постоянно. Если у нее не воспитается гибкость в отношениях, не принятая в семье, то она все время будет ощущать, что партнер “сидит у нее на шее”.

    Этот прогноз обсуждался на семинаре в Институте Социологии РАН в декабре 1996 г. Последовательно подтвердились оба варианта прогноза. Пока дочка не закончила школу, все внимание родителей было направлено на ее занятия, ее заставляли постоянно работать, перегружая болевую точку (Р). Таким образом, для нее стала актуальной проблема выживания, и у нее появился приятель — Гбн.

    Закончив школу и не поступив в институт, она вышла из-под давления семьи, обрела некоторую независимость и встретила на своем пути Жк. Мама как-то сразу успокоилась и посчитала, что может положиться на ее самостоятельность.

    Перегруженная ось R — P в отношениях родителей иссякла. Оставшись вдвоем, родители строят свое взаимодействие теперь по оси L — E, т.е. стараются сохранить “правильную” семью и не идти на поводу у своих эмоций.

    Хотелось бы им пожелать научиться гибкости во взаимодействиях и не фиксировать так жестко свои отношения на одной оси, тем более, содержащей болевую точку обоих.

    Таким образом, геометрическая модель позволяет оценить реальную степень сложности взаимоотношений, сделать прогноз развития событий, наглядно представить себе способы выхода из затруднительных ситуаций.



    Обновлено 05.12.2016 12:41 Прочитано : 14502 раз(а)
     
     

    ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
    Сейчас 511 гостей онлайн
    Просмотры материалов : 11766271