Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Соционическая характеристика и профориентация для этико-интуитивного экстраверта PDF Печать E-mail

 

Захарова О.В.

olya_zaharova_1986@mail.ru

 

9dvx0cfw9rw

 

Данная статья посвящена рассмотрению соционической характеристики этико-интуитивного экстраверта с точки зрения его сильных и слабых сторон, а также в статье затронута проблематика  выбора профессии представителями данного типа на конкретном примере ТИМа -*(ЭИЭ).

Для достижения цели самореализации не всегда понятно, какие шаги нужно совершить, особенно если что-то не сразу получается. Но не нужно прилагать сверхусилий для достижения требуемого результата. Важно найти оптимальный путь реализации в профессии.

Разберем этот вопрос на примере ТИМа -*(ЭИЭ). Описание типа в символьной соционике Савченко: рыцарь королей, рыцарь посохов, меч посохов.

 

Представители типа:

Уильям Шекспир, Адольф Гитлер, Че Гевара, Владимир Жириновский, Максим Галкин, Филипп Киркоров, Дэвид Копперфильд, Дмитрий Нагиев, Чарли Чаплин.

Описание ТИМа по модели А, принятое в НИИ Соционики, говорит нам следующее.

Сильные осознанные функции личности отражают главное в сущности типа. Они представляют собой зону уверенности. По этим функциям человек выбирает жизненные цели и инструменты их достижения. Следует отметить, что выбор профессии должен базироваться именно на этих функциях.

 

1. Базовая функция - Этика эмоций E.

Семантика аспекта:

  • возбуждение (азарт, волнение, возмущение, нагнетание, страсть, экстаз, спокойствие, подавленность);
  • побуждение к действию (фанатизм, настрой, решительность, энтузиазм);
  • проявление эмоций (запальчивость, артистизм, интонация, умение владеть эмоциями);
  • эмоции людей (восторг, восхищение, гнев, настроение, радость, печаль).

Основой личности и интеллекта «Гамлета» (ЭИЭ) является этика эмоций, отсюда и высокий уровень эмоциональности «Гамлета» (ЭИЭ). Отлично разбираются в своих и чужих эмоциях, способны управлять ими. За счет этого умеют дать нужный эмоциональный заряд через определенный посыл своим «зрителям».

Имеет очень широкий спектр проявления эмоций от полного безразличия до самых драматических их проявлений. Способен без труда вызвать у себя или окружающих необходимую именно в данный момент эмоцию.

 

2. Творческая – Интуиция времени T.

Семантика аспекта:

  • время (временной интервал, календарное время, момент, пауза, период, потом, продолжительность, своевременность, срок);
  • общение со временем (ждать, догонять, планирование, отношение поколений, предупреждение, пунктуальность, стратегия);
  • прогноз (перспектива, предвидение, ретроспектива, предчувствие);
  • развитие процессов во времени (генеалогия, история, изменчивость, назревание, чередование, эпоха, развитие, современность);
  • скорость (ритм, темп).

ЭИЭ может свободно манипулировать временем, критично относятся к опозданиям других, а так же могут агрессивно реагировать, если кто-то пытается заняться перераспределением их времени.

 

Слабые сознательные функции:

 

3. Ролевая – Логика действий P.

Семантика аспекта:

  • действие (движение, деятельность, перемещение поступок, реализация);
  • знание (квалификация, метод, навык, факт, эрудиция);
  • работа (инструмент, механизм, технология, функционирование);
  • разум (адекватность, выгода, прагматизм, польза, здравый смысл, рассудочность, рационализм, целесообразность, эффективность);
  • экономика (предприимчивость, стоимость, цена).

Поскольку данная функция слабая, то творчества по ней ожидать не стоит, однако в незнакомой ситуации она выходит на первый план. Для наиболее эффективной адаптации «Гамлету» (ЭИЭ) необходимо говорить и выглядеть деловито. Ему комфортнее говорить о том, какую должность он занимает, какие функции выполняет, каких результатов он достиг, сколько образований получил и сколько денег заработал. Как только он привыкает к обстановке, то переключается на свои сильные сознательные – этику эмоций и интуицию времени.

 

4. Болевая – Сенсорика ощущений S.

Семантика аспекта:

  • ощущение (вкусовые, тактильные, оттенки цветов, приятный, упругий, твердый);
  • самочувствие (здоровье, наслаждение, отдых, расслабленность, удовлетворение);
  • вкус жизни (гармония, дизайн, качество, «синица в руках», удобство, удовольствие, уют, комфорт);
  • ощущение себя в пространстве и времени (здесь и сейчас, ощущение пространства, надежность, умение обжить пространство).

Гамлет (ЭИЭ) крайне чувствителен к замечаниям по поводу его внешнего вида, ему сложно разговаривать о самочувствии. Самому Гамлету не понятно, какие ощущения и состояние здоровья присущи людям в тот или иной момент.

(ЭИЭ) сложно обеспечить себе необходимый комфорт.

 

Слабые подсознательные функции.

 

5. Суггестивная – Структурная логика L.

Семантика аспекта:

  • измерение (параметр, расстояние, соизмеримость, сравнение, эталон);
  • понимание (анализ, подробность, синтез, универсальность);
  • порядок (классификация, контроль, учет, последовательность);
  • структура (взаимное положение объектов, соотношение, подчиненность, схема);
  • система (закономерность, иерархия, организация, причинно-следственные связи, теория);
  • формальная логика (алгоритм, доказательство, закон, инструкция, равенство, статистика, уравнение).

Считается, что по этой функции вся информация поступает из внешнего мира, в дальнейшем перераспределяясь для переработки всеми остальными функциями. Отсюда «Гамлет» очень доверчив там, где информация подается с точки зрения научного подхода. Если ему подают информацию через систему правил и законов, то воспринимает легко и на веру.

Также стоит отметить, что «Гамлет» стремиться следовать правилам, которые установлены в обществе, куда он попал, или соблюдать алгоритм работы, если таковой есть. Это помогает ему быть более мобилизованным и концентрированным, а также значительно качественнее выполнять поставленные задачи.

 

6. Референтная – Волевая сенсорика F.

Семантика аспекта:

  • владение (желание, обладание, охранять, сфера влияния, тактика, территория, чувство хозяина, экспансия);
  • внешние качества (красота, контрастность, внешний вид, форма, яркость);
  • масса (много, скопление, толпа);
  • проявление волевых качеств (добиться, достижение цели, заставить, командовать, завоевать, штурмовать, подавить, покорить, решительность);
  • сила (вес, власть, весомость, отпор, сила воли, сопротивление, уверенность, насилие, нажим, физическая сила);
  • статус (авторитет, амбиции, вес в обществе, значительность).

«Гамлет» нуждается в «сильной руке» и волевом воздействии. Ему сложно собраться и приступить к выполнению задачи. Также сложно разобраться в своем внешнем виде, красоте. Нуждается в помощи своего дуала. Не уверен в том, на что может претендовать (что касается территории, положения в обществе), а также ему сложно судить о степени своей привлекательности.

 

Сильные подсознательные.

 

7. Рамочная (ограничительная) – Этика отношений R.

Семантика аспекта:

  • моральные категории (мировоззрение, мораль, нравственность, совесть, религия, порядочность);
  • притяжение (психологическая дистанция);
  • проявление чувств (бесцеремонность, деликатность, дипломатичность, милосердие, отзывчивость, снисхождение, терпимость);
  • чувства (доброта, зависть, злость, любовь-ненависть, симпатия-антипатия, сострадание);
  • взаимоотношения людей (вражда, дружба).

Этика отношений – весьма сильная функция «Гамлета». Если он хочет ограничить внешнюю активность в свою пользу, то будет демонстрировать определенное отношение, которое он посчитает уместным. Однако «Гамлета» точно также легко обезоружить, проявляя определенное отношение: неприязнь, безразличие и т.д. Переступить через это он не сразу сумеет.

 

8. Реализующая (без слов на деле) – Интуиция возможностей I.

  • видение возможностей (целостное восприятие, стремление дойти до сути, глубинное видение);
  • возможности (талант, шанс, потенциал, жизнеспособность);
  • неопределенность (кто-нибудь, что-нибудь, неожиданность, парадокс, многозначность, наверное, «журавль в небе»);
  • поиск (выбор, гипотеза, находка, озарение, идеи, замысел, открытие, предположение);
  • суть (открытость, основа, содержание, простота, чистота, истинное свойство).

ЭИЭ обладает хорошей интуицией – не упустит своего. Отлично видит возможности, правда не всегда может точно определить целесообразность затеваемого дела. Чувствует подводные камни, ощущает развитие ситуации в целом, обладает интуитивным прозрением.

 

Исходя из выше указанного, от «Гамлета» не стоит ожидать усидчивости, объективности в оценке деятельности, бесстрастного анализа ситуации, простоты и бесхитростности, а также демократичности в отношениях.

Однако несомненными сильными сторонами «Гамлета» являются умение тонко чувствовать других людей, отлично манипулировать своими и чужими чувствами, способность зажечь, повести за собой, предвидеть развитие ситуации, дальновидность, способность увидеть скрытый потенциал человека, умение грамотно распределять дела во времени. Отсюда следует сделать вывод о том, что деятельность ЭИЭ должна быть связана с людьми, а среди других это работа по развитию и мотивации персонала, а также адаптации и его обучению.

Примером профессиональной ориентации Гамлета может послужить следующий случай.

На втором курсе института, обучаясь на факультете «Экономика и управление» ЭИЭ решил, что ему стоит освоить профессию «Менеджер по персоналу». Прошел соответствующую подготовку и пошел работать инспектором по кадрам. Суть работы заключалась в том, что «Гамлет» должен был вести кадровое делопроизводство и вносить информацию в учетную систему. Поскольку сенсорика и логика не являются у ЭИЭ сильными функциями, то можно было наблюдать такие последствия: его работу сопровождали частые мелкие ошибки и неточности, поскольку ему приходилось сталкиваться с деталями. То неправильно указано число, то неверный номер приказа, то не та печать. В базу вносились не те цифры, а фамилии были с опечатками. Чтобы работа была выполнена правильно, «Гамлет» по 3-4 раза перепроверял за собой всю работу, что позволило ему достигнуть неплохих результатов на этой позиции. К этому ему нужно было тщательно изучить законодательство, что не составило труда, однако, когда ситуация требовала, чтобы инспектор нашел лазейку и выкрутился из щекотливой ситуации, которая была связана с манипуляцией законом, тут возникали определенные проблемы, ведь у ЭИЭ структурная логика слабая подсознательная.

Тогда «Гамлет» решил, что стоит попробовать перейти в подбор персонала. Тут дела пошли лучше. ЭИЭ быстро адаптировался к новой должности, потому как сильная этика и интуиция позволила практически безошибочно выбирать нужных людей. Следующим шагом ЭИЭ был переход во внешний рекрутинг на позицию хэдхантера. Умение хитрить, играть различные роли, способность оценить потенциал и возможности человека за ограниченный период времени сыграло решающую роль в успешности «Гамлета» на этой должности. А его склонность к уникальности и потребность выделиться была удовлетворена поиском крайне редких специалистов и привлечением их путем охоты.

 

Вывод по статье можно сделать следующий: для достижения цели самореализации иногда нужно сделать несколько шагов, особенно если человек чувствует, что что-то идет не так, что-то не выходит легко. Каждому следует искать занятие, которое не потребует от человека сверхусилий для достижения требуемого результата.

 

Список литературы

  1. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2005, 282 с.
  2. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: «Гном-пресс», 1999, – М.: «Алмаз», 2005.
  3. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.
  4. Прокофьева Т.Н. Соционика. Типы информационного метаболизма. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
  5. Прокофьева Т.Н. Соционика. Соционические функции и модели. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
  6. Прокофьева Т.Н. Соционика в карьерном росте: технология эффективного достижения целей. Учебно-практическое пособие. – М., 2004.
  7. Прокофьева Т.Н. Соционика. Профориентация и мотивация к деятельности. Учебно-практическое пособие. М., 2004, 64 с.
  8. Прокофьева Т.Н. Семантика аспектов.  //Психология и соционика межличностных отношений. – 2004. – N 2
  9. Прокофьева Т.Н. Об аспектах и функциях в соционике.  //Психология и соционика межличностных отношений. – 2004. – N 1

Обновлено 02.10.2020 23:18 Прочитано : 15410 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 130 гостей онлайн
Просмотры материалов : 11760252