Соционическая диагностика стадий развития личности Печать

Т.Н. Прокофьева

Соционика. Сборник докладов VI московской научной конференции, 2002.

Доклад "Соционическая диагностика стадий развития личности"

Сравнивая между собой людей одного и того же типа, мы видим насколько сильно они отличаются от той простой идеальной модели, которую нам представляет соционика. Это не значит, что соционическая модель не верна. Она верно определяет информационную структуру личности, иерархию информационных каналов человека, как представителя определенного ТИМ. А вот наполнены эти информационные каналы или функции у живых, реальных людей одного и того же типа – по-разному. Как это понять? Проведем аналогию.

Те, кто изучал физику, знают, что сложные явления, например, в жидкостях, рассматривают, первоначально основываясь на модели идеальной жидкости. А следующие шаги, связанные с изучением примесей или вязкой жидкости предполагают дальнейшее усложнение модели.

Никогда мы не можем утверждать, что та вода, которая течет из-под крана это дистиллированная вода, что это в чистом виде Н2О. Точно также мы не можем утверждать, что человек, живущий на земле и ходящий по земле, это представитель чистого типа ИМ, и никаких у него нет индивидуальных особенностей. Соционическая модель, как модель идеального газа или идеальной жидкости в физике, служит только первым шагом модели, на которой дальше можно наращивать модель более полную.

Раньше представления социоников были таковы, что вопрос об индивидуальных особенностях личности мы просто передавали в ведомство психологии, утверждая, что наше дело определить ТИМ, а с индивидуальными особенностями – обращайтесь к психологу. Но реальному человеку, обратившемуся за помощью в решении проблем, это вряд ли поможет, ведь психолог, не занимающийся соционикой, не использует наши знания о типе, а соционик, не занимающийся психологией, не знает об индивидуальных особенностях человека. И разрыв этих знаний не принесет в результате пользы клиенту.

А вот соединение этих знаний может дать и уже дает результаты, существенно опережающие по оперативности и глубине анализа сложившиеся традиционные направления. Поэтому я считаю, что пора, не останавливаясь на знании ТИМ, изучать дальше и создавать новые методики, которые помогали бы нам исследовать живого, реального человека, с учетом его соционического типа. Такой подход можно разработать на стыке знаний соционики и психологии. При этом строго заданная моделью А информационная структура личности служит изначальной, базовой структурой для более полной модели психики человека, и опираясь на эту структуру, мы получаем эффективный инструмент для дальнейшего анализа.

Люди одного и того же типа, хоть и имеют много общих закономерностей характера, имеют и разнообразные различия. Описать и структурировать все эти отличия невозможно, настолько их много, но мы можем выбрать для изучения часть из них. В этой статье мне хотелось бы рассмотреть вопрос о различных уровнях развития соционических функций, или, говоря другими словами, об объемах информационных каналов у людей. Для того чтобы как-то измерять эти объемы, надо сначала попытаться определить структуру информационных каналов. Этим и займемся.

Один из подходов к наведению моста между психологией и соционикой – это рассмотрение того как именно развиваются и наполняются соционические функции. В ходе этого исследования удалось даже внести некоторые уточнения в понимание модели А. Это мне показалось очень серьезным, и я надеюсь, это позволит дальше продвинуть соционическую науку. Исследования еще находятся в самом начале, хотя я этой темой занимаюсь уже 3 года. Но я считаю, что нужны дальнейшие эксперименты, наблюдения, сопоставления знаний. И тем не менее здесь есть над чем подумать и есть уже, о чем рассказать.

В исследовании развития личности и соответственно развития соционических функций, я опираюсь на две теории. Теория Эрика Эриксона о стадиях психосоциального развития личности и теория Якова Фельдмана об уровнях развития.

Обращение к теории Эриксона позволяет сопоставить качество информации, обрабатываемой каждой ячейкой модели А с теми задачами развития личности, которые каждый из нас так или иначе решает в течение жизни. Применение знаний о функциях соционической модели к решению этих задач помогает находить наиболее эффективные методы для их решения, подходящие не просто человечеству в целом, а именно представителю конкретного типа ИМ.

А теория Фельдмана – об уровнях сложности рассмотрения информации, количестве и качестве объектов в поле внимания – дает нам некоторые количественные показатели в обработке информации каждой функции. Сопоставление ее с моделью А показывает уровень сложности обрабатываемой информации конкретной функцией.

Исследуя уровни развития по теориям Э. Эриксона и Я. Фельдмана и сопоставляя эти уровни с ячейками модели А, я пришла к выводу, что каждая из восьми функций работает на своем уровне развития. Это дает возможность уже по-другому понимать модель А. К любому явлению можно подойти с разных уровней учета его сложности: можно рассматривать даже простой объект как целый мир, а можно даже и к сложному явлению подойти с упрощенных позиций, принимая во внимание только ограниченное количество его свойств.

Для первой части исследования, которая и будет отражена в данной статье, возьмем теорию Якова Фельдмана. Я. Фельдман не занимался соционикой, по образованию он математик-программист и интересовался психологией для себя. Он показал на каких уровнях в принципе может обрабатываться информация, не зависимо от того, человеком, компьютером, обществом. Фельдман дал четкую структуру, которая очень хорошо применима к психике человека [[1]]. Исходная точка для сопоставления данной теории и модели А такова: слабые функции обрабатывают мало информации, что может соответствовать нижним уровням по теории Фельдмана. Сильные соответствуют высшим уровням.

Приведем здесь сокращенную таблицу из статьи Я. Фельдмана.

 

Уровень

Поле внимания

Познание

1

Один объект

Узнавание,

наименование

2

Много объектов

Различение,

разграничение

3

Один процесс

Упорядочение,

уплотнение

4

Много процессов

Группирование,

факторизация

5

Одна карта

Полная

классификация

6

Много карт

Сомнение,

доказательство

7

Одно пространство

Противоречие,

опровержение

8

Много пространств

Согласование

концепций

 

Рассмотрим это подробно. Покажем, каковы особенности обработки информации в каждой ячейке модели А. Проиллюстрируем работу информационных каналов на примере одной и той же функции, логики действий, попадающей у разных типов в разные ячейки модели А.

1. На первом уровне развития работает суггестивная функция. Обоснование этому дано в статье [[2]]. Самый первый уровень обработки информации это информация об одном объекте. Один объект в поле внимания. Задача самая простая из возможных. Один объект мы увидели, что мы можем с ним сделать? Мы можем его назвать. Мы можем верить в то, что он есть. Мы можем не верить в то, что он есть. Мы можем его узнать. Мы можем его не узнать. Мы можем хотеть его принять к себе, мы можем его оттолкнуть. И не более того. Т.е. простая задача – обращение с одним объектом.

И работа суггестивной функции такова: узнавание и называние, доверие или недоверие информации. Необоснованная доверчивость или недоверчивость относится к той функции, аспект которой она обрабатывает в соответствии с типом человека. Если, например, у человека суггестивная логика действий (типы ЭСИ и ЭИИ), то он может обрабатывать информацию о действиях, движениях в основном в смысле принятия или отторжения способов действий. Здесь нет творчества, нет продукции, и даже оценки практически нет. Все сводится к узнаванию и доверию.

2. На втором уровне работает шестая функция. Ее задача более сложная. Что здесь важно? Задача обращения с несколькими объектами. Самое главное здесь – несколько объектов в поле внимания, но не объединенных в один процесс. Что можно сделать с этими объектами? Их можно различать между собой. Их можно делить на плохие и хорошие. Их можно часть принимать, часть отторгнуть. С ними можно совершать простейшие шаги в конструировании (объединении, разделении), но еще без постановки глобальной цели. Потому что здесь уровень обработки информации еще не достиг уровня процессов, информация обрабатывается еще только об отдельных объектах. А цель связана с процессом ее достижения – это уже более сложная задача, ее сможет обрабатывать только функция более высокого уровня.

Т.е. у референтной функции задача различения – разграничения объектов. Здесь появилось деление на своих и чужих. Принятия своих или отторжения чужих. Здесь стоят некоторые табу. Здесь есть понятие своих и врагов. Создание коалиций, «наши», верные против неверных. Т.е. первые шаги этического сознания возникают на втором уровне развития. На первом еще этического сознания не было, там было магическое сознание: объект, раз он всего один, имел завораживающую силу, был или принят, или отторгнут, но без обоснования свой он или чужой.

Как будет работать функция на втором уровне? Она будет стремиться разделять информацию. Например, логика действий на втором уровне, в качестве референтной функции (у типов СЭЭ и ИЭЭ) будет не просто принимать те методы работы, которые ей подскажут, но и выбирать: эти мне подходят, а эти – не мои, чужие. Будет уже додумывать какие-то методы, зная похожие. Но целей разработки принципиально новых технологий ставить не станет, как и не будет стремиться к методичному достижению новой эффективности.

3. На третьем уровне один процесс. Т.е. та информация, которую мы воспринимаем, на этом уровне объединена в один процесс. Здесь постановка целей. Здесь соревновательность. Здесь стремление к идеалу. Этот уровень обработки информации характерен для точки наименьшего сопротивления (или места наименьшего сопротивления – МНС, болевой функции). Болевая точка обрабатывает информацию только об одном процессе. Именно поэтому она болевая, что на ней есть стремление к идеалу. Этого идеала трудно достичь, если мы не берем целую карту свободы поступка. Если мы стремимся двигаться только по одной прямой, на ней соревнуемся, на ней же можем потерпеть поражение. Что часто и бывает.

Что происходит с логикой действий на третьем уровне? Человек становится как бы заложником процесса достижения идеала. Его действия или идеальны (что практически недостижимо), или «совсем никуда не годятся», т.к. неидеальны. Полутонов здесь не видно. Умения остановиться и переключиться на другой процесс – тоже. Что самое неприятное – нет умения положительно оценить то, что уже сделано, и увидеть «в разных плоскостях», насколько оно применимо.

По болевой функции человек вовлечен в один процесс и здесь он других людей воспринимает либо как соперников, либо как покровителей: другие люди ему либо помогают, либо мешают в этом процессе. Либо отстают, либо перегоняют, из-за этого здесь так важна конкуренция.

В жизни мы часто видим этому подтверждение: человек не склонен сотрудничать по болевой точке, он или выходит из процесса: «это не мое», или конкурирует напряженно, не умея отвлечься от этого, чаще всего, ненужного соревнования.

4. Четвертый уровень. Здесь человек держит несколько процессов в поле внимания. Держа несколько процессов, ему уже не обязательно соревноваться с кем-то или стремится к идеалу. Интереснее транслировать знания, сопоставляя их по нескольким направлениям. Интереснее играть какие-то роли, интереснее уметь работать и играть в команде, сотрудничать. И вообще проявлять трудолюбие, потому что трудолюбие и любая работа содержат несколько процессов. Уровню соответствует ролевая функция. Она умеет обрабатывать информацию о нескольких процессах одновременно. Как это понять? Ролевая функция нам помогает социализироваться, т.е. освоится, адаптироваться в непривычном обществе или в новой ситуации. Это несколько процессов в поле внимания. Такая функция видит людей как процессы, а не просто человека как точку, объект. Объекты могут быть только свои и чужие. А здесь именно процессы: люди в развитии, росте, движении. Функция замечает, как человек вписывается в общество, как он развивается, как он меняется, как он совершает свою работу. Здесь же происходит сопоставление процессов, их взаимодействие.

Видя динамику разных людей, мы и сами можем легче адаптироваться в обществе. Здесь же идет избавление от комплексов неполноценности. Когда мы видим несколько процессов и понимаем, как другие люди справляются со своими комплексами неполноценности, нам легче справляться со своими.

Как на этом уровне проявляется логика действий? Она сопоставляет свои и чужие действия, видя их при этом в процессе. Не просто – целесообразны или нет, выгодны или невыгодны, а как взаимодействовать с людьми, чтобы получить выгоду, как реализовываться в работе, чтобы заслужить признание, как представить себя и свою работу с наиболее выгодной стороны.

Дальше мы переходим к паре подсознательных функций.

5. Пятый уровень. Это целая плоскость. Т.е несколько процессов уже объединяются в некую карту. По которой человек может ходить свободно. Пятый уровень это уровень свободного мышления. Свобода мышления проявляется только на пятом уровне. На более низких уровнях свободы не было, мышление было ограничено рамками объектов или процессов, как бы было задано или объектами или процессами. Здесь же, на пятом уровне появляется свободное мышление, свобода поступка, свобода похода куда-то, и свобода предпринимать самостоятельные действия. Подростковое стремление к свободе и самостоятельности. Освобождение, внутреннее раскрепощение.

На пятом уровне работает седьмая функция ограничительная, рамочная. Или ее можно назвать функцией свободы: свободы поступка, внутренней свободы, функцией освобождения от рамок, сковывающих свободу личности. Потому что она связана с преодолением рамок, выходом на свободу. С помощью этой функции мы или выходим за рамки, освобождаемся от них, или наоборот, скованы рамками. Тогда мы терпим несвободу поступка. К этой функции сходятся все подростковые моменты: реакция эмансипации, освобождение от давления родителей, от родительских запретов, моменты, когда надо попробовать себя. Пробы сил: я уже умею свободно поступить сам, самостоятельно, или еще мне нужна опека? Это связано с обработкой информации в одной плоскости: есть карта, свободная карта, умею ли я по ней ходить? Без дорог, свободно, куда мне сегодня надо. И при этом не пропасть, не потеряться и не растеряться. Или нет? Вот это связано с реакцией освобождения. И с рамочной, ограничительной функцией.

Как работает логика действий на пятом уровне, в качестве ограничительной функции? Мышление в этой области достаточно свободно, человек может быстро и относительно легко найти необходимые способы действий, определить выгодность дела. Здесь ему не требуются советчики, он и сам поймет, чем ему стоит заниматься, когда остановиться, сколько стоит его работа. А если мешают, ограничивают свободу, тут же применит эту функцию: «бесполезно!». И ведь отстанут, перестанут давить и ограничивать, мешать и заставлять.

Для размышления: скорее всего слова из песни В. Высоцкого: «Не надо за мной, выбирайтесь своей колеей» относятся к пятому уровню – они о прокладывании новой дороги на карте? О самостоятельности, в том числе и в принятии решений, о смелости не быть как все.

Недоработка этой функции означает проблему внутренней свободы у человека.

6. На шестом уровне учитывается несколько карт. Т.е. учитывается не только своя свобода, но и свобода других людей. Вот здесь впервые появляется психологическое мышление. В отличие от этического сознания, которое было на втором уровне, здесь присутствует моделирование чужого внутреннего мира. Если есть моя карта и моя свобода, и одновременно есть чужая карта и чужая свобода, то мы учитываем одновременно все эти свободы. Пока на шестом уровне мы еще моделируем чужую личность как свою. И здесь стоит принцип «не делай другому того, что не хочешь себе». Здесь же стоит упорядочение, классификация, научное мышление. Здесь же понятие прав и обязанностей, понятие правового государства. Здесь же юриспруденция. Вопросы классификации создания типологии. Кстати говоря, типология Майерс-Бриггс тоже находится на этом уровне. Психология, математика и т.д. – здесь же.

Шестому уровню соответствует восьмая, реализующая функция. Она работает без слов на деле. Она связана с продуктивной деятельностью, со взрослостью, с необходимостью выращивания своих детей, например, с моментами ответственности. Т.е здесь как раз идет научное сознание, психологическое сознание, понятие о правах и обязанностях, создание различных классификаций. Именно по восьмой функции определяется надежность человека. По заключению Е. Горенко, которое хорошо подтверждается нашей практикой, если у человека восьмая функция в порядке, то человек надежен, и с этим человеком можно иметь дело. С ним можно вступать в семью. С ним можно вместе работать. На него можно положиться в сложных ситуациях. Если восьмая функция не в порядке, а так бывает, напомним, что речь идет об индивидуальных, а не типологических особенностях. Не о структуре идеального типа. Так бывает, когда восьмая функция у человека не проработана, не достаточно развит канал, недостаточно хорошо человек по ней работает. Так вот, если восьмая функция не в порядке, с таким человеком лучше дела не иметь. И лучше на него не полагаться.

Логика действий на шестом уровне, в качестве реализующей функции (у ИЛЭ и СЛЭ) очень четко чувствует, выгодно ли дело, стоит ли им заниматься, оправданы ли трудозатраты. Не ленится помочь другим, дать дельный совет, помочь делом. Очень чутко реагирует, если другой с делом не справляется, тут же подставит плечо. На чужие выгоды не претендует, понимает, где чья деловая территория, не наступает на чужие интересы. Но и заниматься бесполезным делом не станет.

Эта функция связана с тем необходимым комплексом знаний, навыков, умений, который позволяет человеку стабильно соответствовать требованиям окружения, не напрягая ни его, ни себя.

7. Седьмой уровень.Что же находится выше научного уровня обработки информации? Разве есть такое? Это должно быть то, что находится выше сложившихся научных школ, продолжающих более или менее эффективно исследовать описывать и приспосабливать на службу людям информацию об окружающем мире. Сложившиеся структуры во многом работают по инерции, часто без исследовательского интереса, но зато там есть стабильная работа, без слов на деле (как у реализующей функции – предыдущего уровня).

А на седьмом уровне есть полет фантазии, умение погружаться в глубины исследований и разрушение привычного, старых норм, отживших стереотипов.

Сравним: шестой уровень – научное мышление. А седьмой – парадоксальное. Парадоксы бывают не только в науке. Неожиданные для других выводы, решения тоже относятся к седьмому уровню. Иногда они кому-то кажутся непредсказуемой глупостью.

Выше научного находится парадоксальное творческое мышление. Которое всегда вносит в науку какой-то взрыв, разрыв, переворот и т.д. Т.е., если мы говорим, что, например, Декарт и Ньютон стоят для нас на шестом уровне, то Эйнштейн находится на седьмом. Необычные идеи, непривычные идеи, парадоксальное мышление. Кстати говоря, игра в КВН тоже находится на седьмом уровне. Седьмой уровень это и разрушительное мышление, потому что оно разрушает стереотипы. Но это же и творческое, созидательное мышление. Такие вот парадоксы. Этот уровень видит целый мир, допускает полет фантазии

На этом уровне мы переходим в блок ЭГО. Творческая функция. По творческой функции мы подаем парадоксальные идеи. Мы можем позволить себе полет фантазии, а можем погрузиться в глубины исследований. И увидеть при глубоком изучении, что-то такое необычное, непривычное для других. Пользуясь творческой функцией, мы можем себе позволить создавать революционные идеи, и они будут адекватны и жизнеспособны.

Здесь же открытость миру, способность оторваться от плоскости привычных представлений.

Творческая логика действий … О ней надо слагать песни и поэмы. Это типы ИЛИ и СЛИ. Кто еще так быстро ухватит свою выгоду там, где ее никто еще и не ожидал получить? Кто создаст необычный бизнес, такой, который и никому в голову не придет, и ведь работоспособный! Кто придумает, как организовать дела, чтобы поменьше шевелиться, а результат превзошел бы все ожидания? И всех вокруг включит так, что их действия будут слажены и приннесут максимальную пользу.

8. И, наконец, самый загадочный восьмой уровень. Если на седьмом уровне у нас появляется целый мир. Мир личности, т.е появляется третье измерение, появляется полет фантазии и погружение в глубины исследования , то на восьмом уровне появляется сразу несколько миров. Что такое несколько миров? Когда мы видим себя как целый мир, и одновременно при этом мы воспринимаем и другого человека как целый непривычный мир. Такой же парадоксальный, такой же необычный, такой же непривычный, как свой. Это уже мышление восьмого уровня. На этом уровне мы видим свои идеи как целый мир, и в то же время – и чужие идеи – тоже большой, огромный мир. Здесь сочетаются одновременно несколько миров. Мерить и понимать другого человека по своим меркам на восьмом уровне уже нельзя. К нему нужны другие мерки, другой подход. И только у базовой функции хватает объема обработки информации, чтобы эти разные подходы к разным людям находить.

Мир личности, восприятие окружающего мира, не похожи у разных людей. Сравним: на седьмом уровне – парадоксальность, т.к. не совмещаются разные миры. На восьмом – совмещаются. Аналогия – буддизм, который допускает одновременно наличие у человека и другой веры. Восьмой уровень как бы «накрывает собой» все остальные, видя и принимая их. Это уровень безусловного принятия. Как буддизм принимает в свои ряды представителей других вероисповеданий, не заставляя отказываться от прежних убеждений.

Каждый мир существует отдельно, и он парадоксален для других, потому что непривычен, необычен. Восьмой уровень умеет принимать эту чужую парадоксальность. Не раздражаясь: он просто видит дальше и глубже, не только замечает непривычное, но и понимает причины этого. Принимает целиком, со всеми за и против, с достоинствами и недостатками, с нестыковками, и видением, как человек сам же и страдает от своих же нестыковок.

Итак, базовая функция. По базовой функции было очень хорошее исследование Г.А Шульмана из Киева. Он говорил, о том, что к своей базовой функции человек идет всю жизнь, но так и не может придти. В этом смысле базовую функцию иногда называют даже подсознательной. Но она не есть подсознательная, информацию функции мы осознаем очень хорошо. Она не познаваемая до конца. Вот так бы я о ней сказала. Она безусловно познаваемая как процесс, но не познаваемая как результат. Она всегда идет впереди человека. Она всегда дает нам больше, чем мы можем о ней узнать. И базовая функция позволяет нам увидеть не только свой мир, но и чужие миры. Она дает столько информации, что кажется больше самого человека, ее хозяина.

Для сравнения: если на шестом уровне мы говорим, что есть один вариант нормы, как говорит нам, например, психология. До сих пор многих психологов возмущает и раздражает мысль о нормальности психологических типов, они не понимают, откуда берутся 16 вариантов нормы – 16 соционических типов. А соционика, на мой взгляд, наука восьмого уровня. Она совершенно спокойно воспринимает 16 вариантов нормы.

На восьмом уровне находится истинный гуманизм, когда мы видим отдельного человека как не только представителя какого-то типа или какого-то варианта нормы, а как целый мир, не похожий на других. Наполненный может быть какими-то необычными, может быть парадоксальными, может быть непривычными для нас идеями, он имеет полное право на них и на свою необычность и непредсказуемость.

И не зря в Киеве А. В. Букалов назвал базовую функцию четырехмерной. Конечно, мы живем в трехмерном пространстве. Говорить о четырехмерных функциях можно только чисто математически, отвлеченно. Но, если говорить о том, как реально работает эта функция в нашем трехмерном пространстве, то видя одновременно несколько миров, она является как бы квазичетырехмерной. Она выше трехмерного, она соединяет в себе одновременно много трехмерных миров.

Как же выглядит логика действий, умеющая видеть далеко за пределами трехмерного мира? Базовая логика действий – у ЛИЭ и ЛСЭ. Она четко знает, где деньги лежат, как надо работать, как организовать и наладить свой бизнес. С удовольствием научит и объяснит, как делать надо, найдет разные подходы в разных условиях и к разным людям с деловой точки зрения. Иногда даже советами замучает: видит-то она слишком много – слишком, конечно, с точки зрения простого смертного, не имеющего такого глобального и универсального мышления в этой области.

Может ли такой человек «проколоться» в делах? Только если недостаточно развит информационный канал (в силу небольшого опыта или невысокого интеллекта, например). При нормальных условиях и нормальном уровне развития личности «проколы» возможны по другим функциям, но по базовой такая вероятность минимальна. Т.е. неудача в делах у такого человека может случиться, например, из-за не налаженных личных человеческих контактов, но не из-за неправильно проработанной технологии. Базовая функция умеет работать без помощи других функций. Она и сама хорошо разбирается в информации. Работает свободно, без напряжения.

 

В заключение попытаемся подвести итог. Что здесь нового? Это исследование позволит уточнить работу модели А и перевести понимание механизма работы функций из эмпирического в математическое. Что могло бы способствовать научному признанию соционики и более четкому описанию моделей и типов.

В подтверждение этой гипотезы я провела небольшое исследование. Что интересного оно показало? Для начала было опрошено несколько человек, и у всех без исключения было отмечено, что каждая функция обрабатывает именно информацию о своем количестве и качестве объектов.

Например, тип ЛСИ, интуиция возможностей у него будет не просто болевая, а всегда связана с одним процессом. Можно сказать, что эта функция несет характер стремления, показывает, к чему стремится человек. Она не будет восприниматься так: возможность есть, я ее взял. Возможности нет, я ее отдал, как это было бы, например, у типа СЭИ, где пятая функция интуиция возможностей, воспринимается как игра. У ЛСИ с интуицией возможностей всегда связан процесс стремления к идеалу. И всегда несколько соревновательный подход.

А вот если мы возьмем, например, у ЛСИ белую сенсорику, то здесь другой подход: сенсорика, т.е. здоровье, ощущения, удобство людей должны быть одинаковыми для всех. В понимании ЛСИ, конечно. Это не значит, что в понимании СЭИ они могут быть одинаковыми для всех. СЭИ видит много миров в области сенсорики ощущений. Хорошо чувствует свой мир ощущений: он говорит, что «ощущения для меня это святое». При этом очень хорошо чувствует и чужие ощущения, он говорит, например: «я вижу, что у другого человека заблестели глаза, или покраснела кожа. Это значит, что он не совсем здоров». Или «Я вижу, что он не удобно устроился», или «Я чувствую, что ему дует из балкона». «Я чувствую, что ему дует», говорит СЭИ, у которого белая сенсорика базовая функция. А вот ЛСИ видит, что людям надо обеспечить примерно одинаковый уровень комфорта. Остальное, если сумеют, сделают сами, но в общем, остальное лишнее с точки зрения ЛСИ.

Так же, как у ЛСИ, сенсорика ощущений расположена у ЭСИ. В процессе наших исследований девушка ЭСИ сказала, что есть универсальное средство, очень хорошее для лечения в разных экстремальных ситуациях. Это очень характерно для шестого уровня. (И у ЛСИ, и у ЭСИ сенсорика ощущений относится к мышлению шестого уровня).

Что мы видим? Мышление шестого уровня – как бы плоское. Оно стремится для всех выработать одинаковые правила. В отличие от мышления восьмого уровня, которое учитывает как свой, так и чужие неповторимые и независимые миры.

Для сравнения возьмем сенсорику ощущений на первой стадии развития, там все просто. Есть запах от любимого блюда – человек захотел съесть это блюдо. Нет запаха этого блюда, не захотел. Но если есть запах любимого или какого-то другого блюда, который раздражает и провоцирует, а в это время предложить другое, то это вызывает удивление. Один объект в поле внимания предполагает отсутствие или игнорирование других.

А на референтной функции как поведет себя та же сенсорика ощущений? Здесь находится много объектов, там человеку приятно, если ему предлагают разнообразие. Но не заставляют устраивать процессы самостоятельно. У таких людей обычно много кулинарных рецептов, много книг по кулинарии и правильному питанию. Это и есть множество точек.

А вот с точки зрения ЛСИ, на втором уровне развития (интуиция времени) будет множество, например, различных планов. Множество различных возрастов. Не зря ЛСИ достаточно дифференцированно относятся по возрасту к людям. У молодых одно спрашивают, у старых другое, у среднего возраста третье. Здесь идет разделение. Но разделение у ЛСИ идет по времени. А разделение у других типов по другим функциям, которые попадают в ячейку шестой функции.

А зачем нам эти уточнения? Разве мы не знаем, как работают суггестивная или референтная функции? Вспомним, как создавалась соционика. Аушра построила модель, опираясь на Юнговские тексты. В модели есть сильные функции, слабые, осознанные, подсознательные функции. По модели мы можем говорить, какие функции сильные, какие слабые, в зависимости от того, в какой блок модели попала функция. Но говоря о том, что пятая и шестая попадают в блок слабых подсознательных функций, мы теоретически по модели не можем сказать, чем они между собой различаются.

Мы можем об этом говорить лишь на основании тех практических исследований и наблюдений, которые были проведены Аушрой и ее учениками, последователями. Это материал эмпирический. А применяя теорию Фельдмана, мы можем чисто математически уточнить эту модель. И модель получается уже немного другая. Теперь мы каждой ячейке модели А сопоставляем то качество информации, которое она умеет обрабатывать.

[1] Фельдман Я. А. Теория уровней. // Соционика. Сборник докладов IV московской научной конференции "Проблемы диагностики типов личности в соционике", М. – 2001

[2] Т. Н. Прокофьева. Развитие личности по теории Э. Эриксона и по модели А. // http//:www.socionics.ru/, 1999.

.


Social commentary Cackle
Обновлено 01.10.2021 14:28 Прочитано : 15760 раз(а)