Соционическая теория развития личности Печать
 

Многолетний опыт психолого-соционического консультирования показал, что кроме иерархии функций в модели А, у каждого человека существуют свои особенности наполнения и развития функций, связанные с его индивидуальным жизненным опытом. Анализ и обобщение накопленных материалов привел Татьяну Николаевну Прокофьеву  к созданию

Соционической теории развития личности,

лежащей на стыке  теорий:

В основе теории обоснование согласования 8 информационных уровней  Я. Фельдмана  с 8-ю стадиями развития Э. Эриксона и, в свою очередь, их связи с  8-ю ячейками модели А. Прохождение каждой стадии развития накладывает свой отпечаток на равномерность, гармоничность развития находящихся в них соционических функции.

Т.Н. Прокофьевой было выдвинуто предположение, и практика психолого-соционических консультаций его подтвердила, что основные формы страхов, описанные Ф. Риманом возникают в момент прохождения ребенком первых четырех стадий развития по Э. Эриксону, соответствующих  слабым соционическим функциям в модели А.

Многочисленные наблюдения, дальнейшие теоретические изыскания и опыт применения данной теории в практике обучения и консультирования показали, как на удивление гармонично разработанный подход сочетается с  психоаналитическими представлениями о структуре психики Зигмунда  Фрейда и Эрика Берна, теорией уровней коммуникации Виктора Гуленко и другими психологическими концепциями.

 

Группа развития личности работает у нас с 2005 г. Результаты ее выпускников, существенное улучшение их качества жизни, серьезные перемены к лучшему на работе и в семье показали, что эта теория хорошо применима на практике. Очевидно, удалось наткнуться на одно из новых, весьма реалистичных представлений о механизме и закономерностях психического и интеллектуального развития человека.

Многолетняя практика применения подхода, объединяющего две типологии соционику и  психософию  А. Афанасьева, позволила  Т. Н. Прокофьевой впервые  высказать мысль о том, что эти две теории, основанные на типологии К. Г. Юнга, не противоречат друг другу, а являются взаимно дополняющими, что психологическое понятие энерго-информационного обмена психики человека делится на две составляющих, и за каждую из них отвечает своя типология:

  • психософия изучает структуру психики с точки зрения энергетического обмена, в то время как
  • соционика изучает информационную структуру психики.

Объединяя эти подходы, мы уже можем рассматривать уже не 16 и не 24, а 16 х 24=384 психологических типа, что приводит к более глубокому исследованию личности.

В практическом плане авторская методика Т. Н. Прокофьевой позволяет исследовать актуальное состояние конкретного человека на основе подробного анализа состояния функций как в его модели А, так и в модели А. Афанасьева:

  • насколько равномерно и гармонично они развиты к настоящему времени,
  • на какие из них он может уверенно опираться  в любых жизненных ситуациях,
  • не были ли поражены они какими-либо формами страха,

и дать рекомендации как взрослым, так и детям по построению индивидуальной программы успешного развития, постановке задач по проработке «застрявших» функций, опираясь на хорошо проработанные, «любимые».

 

Типологические методы решения проблем –  это новое слово в психотерапии. В процессе психологической консультации они дают «маркеры», точки отсчета, которые позволяют обнаружить проблему, не заставляя человека долго и подробно рассказывать о череде пережитых сложных жизненных ситуаций, а  значит, еще раз надолго окунаться в испытанные им при этом неприятные эмоции. Это щадящие методы. Кроме того они предполагают каждый раз оптимальный механизм выхода,  выхода через сильные функции, что повышает самооценку, делает ее более устойчивой. Работа осуществляется не «от противного», а «от приятного»: не с недостатками, а с сильными функциями.


Social commentary Cackle
Обновлено 01.10.2021 14:25 Прочитано : 51897 раз(а)