Т. Н. Прокофьева (Москва)

Об аспектах и функциях в соционике

  Все в мире было бы мертво, –
Как будто мира самого
Совсем и не бывало, –
Когда б живое существо
Его не открывало
С. Маршак

Базируясь на функциях психики, Юнг описал психологические типы, но как их диагностировать у конкретных людей – он не сформулировал. Именно поэтому долгие годы считалось, что типология Юнга работает только в руках автора и непригодна для практической работы. Поскольку мы видим, что типология эта очень эффективно работает на практике и безусловно нужна как психологу, так и обычному человеку, хотелось бы найти средства, инструменты для определения, диагностики психологических типов.

До сих пор многие не очень опытные соционики пытаются определять типы “на глазок”: “Если он похож на кого-то, чей тип я знаю, то и он принадлежит к тому же типу”. Сходство внешности и поведения может лишь наталкивать на мысль, подсказывать гипотезу. Но для достоверного определения типа необходим скрупулезный анализ обмена информации по всем восьми функциям. Расскажем, как мы для этого делим информацию о мире на аспекты.

Как подойти к делению информации на аспекты, чтобы оно отражало работу психических функций, описанных Юнгом? Здесь есть очень важный момент, который в соционической литературе до сих пор явным образом не отмечен.

Если функции обрабатывают всю информацию о мире, то и деление информации на аспекты должно быть полным, т.е. охватывающим все явления, описанные научно. Оно не должно иметь “белых пятен”.

Опишем деление информации на аспекты в соционике, не забывая об этом важном требовании.

Начиная разговор об аспектах информации, мы должны сказать, что такое информация и как изменилось значение, вкладываемое в это слово во второй половине ХХ века. Большой энциклопедический словарь дает следующее определение [1].

Для того чтобы разобраться, как наша психика обрабатывает информацию и как это влияет на наше психологическое состояние и отношения с миром, мы должны весь поток информации, поступающей к человеку, разделить на отдельные составляющие – аспекты. Это позволит смоделировать процесс информационного обмена психикой человека.

Первое деление: объекты – отношения

Юнг начал описание психологических типов с установок человеческой психики экстраверсия – интроверсия.

На любое явление в мире можно смотреть либо с точки зрения свойств объектов, либо с точки зрения отношений.

Итак, мы поделили весь информационный поток на две большие части:

  1. информация об объектах;
  2. информация об отношениях.

Оба эти механизма необходимы психике каждого человека. А. Аугустинавичюте пишет: “Необходимое условие функционирования любого организма – двойная связь с окружающим миром.… Для того чтобы мозг функционировал как аппарат информационного метаболизма, он должен постоянно обеспечиваться сигналами, получаемыми как извне, так и из самого организма” [2].

Различия в типах личности определяются тем, какой из этих двух механизмов человек использует чаще, привычнее, результативнее, увереннее, успешнее. Напомним, о гармонично развитой личности мы говорим, когда человек использует свои сильные и слабые качества примерно в пропорции золотого сечения: приблизительно 60:40. Т.е. гармонично развитый экстраверт примерно в 60 % случаев пользуется механизмом экстраверсии: интересуется объектами внешнего мира, людьми, делами и т.п. А около 40% своего внимания он уделяет внутреннему миру: себе, своему отношению к объектам (к людям, к делам). Интроверт, соответственно, наоборот.

Разбирая сложный вопрос деления информации о мире на аспекты, будем время от времени обращаться к одному и тому же примеру, чтобы увидеть, как все это проявляется в жизни. Возьмем пример, который включает разнообразную информацию, и посмотрим, как она делится на аспекты.

Второе деление: статика – динамика

Следующее крупное деление информации, которое предложила А. Аугустинавичюте, связано с рассмотрением явлений в статике и в динамике. Это деление касается как объектов, так и отношений. Вслед за механикой Ньютона мы можем утверждать, что все происходящее в мире можно изучать или с точки зрения статики (“остановив”, “заморозив” предмет изучения, будь то объект или отношения), или с точки зрения динамики (в движении, в развитии, в процессе изменения).

В первом случае нас интересуют непосредственно свойства объектов или отношений (статика), а во втором – процессы, происходящие с этими объектами или отношениями (динамика).

Сразу оговоримся, что нигде в мире нельзя найти статику в чистом виде на протяжении времени. “Все течет, все изменяется”. Статика может быть воспринята только в конкретный момент времени, но ни один объект не остается статичным (неизменным) от момента к моменту. Статический подход характерен для анализа явления, т.е. для подробного изучения его свойств.

Во втором случае для изучения динамических свойств информацию о движении, развитии собирают в разные моменты времени. Это синтез информации.

Изучение любых явлений в мире можно вести либо с точки зрения статических аспектов информации, либо динамических. Это соответствует двум основным научным методам: анализ и синтез. Однако все сказанное касается не только научного рассмотрения информации, но и бытового, повседневного.

Делению аспектов информации на статические и динамические в соционике соответствует и деление типов личности на статические и динамические. Способ обработки информации отражается в особенностях поведения, реакциях. Первые – статики – в своих проявлениях более статичны, у них меньше движений, жестикуляции. Они более склонны к наблюдению, анализу. Вторые – динамики – более подвижны, даже сидя на месте, чаще меняют позу, жестикулируют. Они чаще замечают изменения ситуации.

* * *

Объединив теперь два вышеописанных подхода, получаем деление всего потока информации о мире на 4 большие группы (табл. 1):

- с одной стороны – деление на аспекты информации об объектах и об отношениях;

- другой – на статические и динамические.

Таблица 1. Аспекты информации о мире

Предмет рассмотрения

Статика

Динамика

Объекты

Статика объектов

Динамика объектов

Отношения

Статика отношений

Динамика отношений

Очевидно, что любое явление в мире можно рассматривать с одной из этих четырех позиций.

Эти группы информации в свою очередь подразделяются каждая на 2 части, в результате чего мы получаем восемь аспектов, соответствующих восьми юнговским функциям.

Третье деление: явное – неявное

Информация о каждом из разобранных четырех аспектов может проявляться в двух качествах:

- как заметная “невооруженным глазом”, явная, видимая, проявленная;

- как до поры, до времени незаметная, непроявленная, хоть и объективно существующая.

То есть, к первой группе относится информация о явном, она весома, ощутима. А информацию второй группы легче скрывать, о ней можно догадываться по косвенным признакам. Назовем эти группы информационных сигналов соответственно явные и неявные.

Почему приходится вводить новое название?

А. Аугустинавичюте разделила информацию об объектах на внешние и внутренние. Для деления информации об отношениях не было предложено такого общего принципа. Отношения в статике А. Аугустинавичюте разделила на объективные и субъективные. Для отношений в динамике не было дано термина. Тем не менее объединяющее название третьего деления информации на аспекты необходимо для четкого понимания информационной структуры мира и психики.

Сначала и мне хотелось аспекты информации об отношениях тоже называть внешними и внутренними для единства терминологии, как это сделал Р. К. Седых, но не получается. Вызывает недоумение простой вопрос: ощущение – внешнее? А самочувствие? Так можно еще больше запутаться.

Такой общий термин пришлось довольно долго выбирать.

Конкретное – абстрактное?

Фактическое – предполагаемое?

Объективное – субъективное?

Ощутимое – эфемерное?

Очевидное – невероятное?

В результате долгого поиска мы остановились на терминах “явное – неявное (скрытое)”.

Термины “явное – неявное” введены как рабочие названия, возможно, в будущем, кто-то предложит более удачные. Вопрос выбора терминов сложен не только для нас сегодня. Еще Юнг говорил о том, что термины полностью не отражают суть явления: “В сущности надо только знать, что и как мы называем. Психология – это целина, где языку еще только нужно закрепиться” [3].

А стоит ли вообще вводить здесь единое деление? Первоначально у меня сложилось даже мнение, что в каждой из четырех описанных групп информации деление свое, и они не связаны друг с другом. Но наблюдения и логика рассуждений подсказывают, что такое деление должно быть четко обозначено. Не зря же логическому мышлению иногда противопоставляют не чувства, а интуицию. Не зря доктор принимает во внимание ощущения больного, стараясь отделить их от эмоций.

Те стороны жизни, где превалируют логика и сенсорика, мы воспринимаем, как основательные, серьезные, весомые, конкретные. А выводы, основанные на чувствах и интуиции, часто воспринимают как субъективные, о чувствах и интуиции говорят, что это что-то эфемерное.

 

Восемь аспектов информации

Рассмотрим каждую из четырех групп, указанных в таблице 1, по-отдельности и попытаемся сформулировать определения аспектов информации, опираясь на работы А. Аугустинавичюте[4] и И. Д. Вайсбанда [5].

Для удобства записи А. Аугустинавичюте присвоила каждому из аспектов графические обозначения. При этом она аспекты информации об объектах обозначила черными символами, а аспекты информации об отношениях – белыми.

Статика объектов – динамика объектов

Первые две группы аспектов – информация об объектах: статика объектов и динамика объектов. Они расположены в верхней строке таб. 1. Представим их в виде отдельной таблицы.

Таблица 2. Аспекты информации об объектах

Качество проявления информации

Статика объекта

Динамика объекта

Явное

Неявное

Статика объектов. Это информация о свойствах самого объекта. А. Аугустинавичюте выделила у объекта внешние и внутренние характеристики. Внешние (явные) статические свойства объекта – это его форма, величина, красота, влиятельность. Внутренние (неявные, скрытые) статические свойства объекта – это его внутреннее устройство, структура, способности, возможности. Вся информация об объектах в статике, которую можно проанализировать, включается в эти две группы.

Почему мы здесь отказываемся от терминов внешнее – внутреннее? Чтобы не путать с делением на экстравертные и интровертные аспекты, которые тоже иногда называют внешними и внутренними. Уточним: экстравертные и интровертные аспекты являются соответственно внешними и внутренними по отношению к наблюдателю. А когда мы говорим о явных и скрытых свойствах самого объекта (или отношений), речь уже идет о внешних и внутренних свойствах этого объекта (или отношения), т.е. по отношению к рассматриваемому объекту.

 

Динамика объектов. Если рассматривать объект в динамике, то следует говорить уже о процессе, о том, что происходит с объектом. А. Аугустинавичюте предлагает поделить свойства процессов следующим образом. К внешним (явным) свойствам процессов она относит движения, действия объектов, совершаемую ими работу. К внутренним (неявным) – внутренние изменения, побуждение к действию, которые происходят во внутреннем мире человека, внутренняя энергетика, эмоциональные состояния людей. Эти две группы информационных сигналов – сигналы о динамике: внешней (явной) и внутренней (скрытой, неявной).

 

Статика отношений – динамика отношений

Мы рассмотрели информацию об объектах (верхние клетки таблицы 1). Теперь рассмотрим информацию об отношениях (нижние клетки таблицы 1). Ее можно рассматривать аналогичным образом: отношения в статике и отношения в динамике (табл. 3).

Таблица 3. Аспекты информации об отношениях

Качество проявления информации

Статика отношений

Динамика отношений

Явное

Скрытое, неявное

Статика отношений. Это отношения между статическими объектами. Отношения в статике А. Аугустинавичюте делит на 2 группы, которые она назвала объективные и субъективные.

Объективные отношения: расстояния между объектами, взаимное расположение, сравнительные характеристики их размеров. Субъективные отношения между объектами: притяжение – отталкивание, чувства и взаимоотношения людей. В соответствии с нашей договоренностью будем и здесь применять обобщающие термины: объективные отношения – это явные отношения, а субъективные отношения – неявные, они не всегда проявлены, иногда скрыты, не все в них можно увидеть невооруженным глазом.

Динамика отношений. С описанием аспектов динамики отношений все оказалось несколько сложнее, чем с предыдущими. К сожалению, об этой группе аспектов в литературе встречаются не совсем четкие сведения. Чаще всего это готовые утверждения практически без объяснений. Как результат – максимум нестыковок у разных школ соционики в понимании именно этих аспектов. В одних источниках ощущения описаны как внутренние, а изменения во времени как внешние. Но это не о процессе отношений! В других – наоборот: предчувствия – внутренние, но тогда ощущения – внешние. И то, и другое не совсем понятно. Объяснения найти было непросто.

В чем здесь дело? А дело оказалось в том, что описанием аспектов занимались в основном экстраверты-статики. Поэтому экстравертные статические аспекты описаны в книгах по соционике вполне четко. Понятны также описания экстравертной динамики и интровертной статики. Но вот интровертная статика оказалась у данных авторов наиболее затемненной, вытесненной, недостаточно осознаваемой. Поэтому описана она в большинстве работ в терминах экстравертных аспектов. Признаюсь, и автору этих строк, тоже экстраверту статику, сначала было непросто разобраться, как описать эти аспекты. Пришлось прибегнуть к соционическому методу: привлечь к обсуждению интровертов – динамиков. В результате долгих обсуждений и размышлений мы пришли к следующим выводам.

Динамика отношений включает как сам процесс течения отношений, так и отношения между динамическими процессами. При этом динамика отношений – это всегда изменения, происходящие в этих отношениях. Отношения в динамике – это процесс изменения, развития отношений.

Эта группа аспектов, как и предыдущие, имеет две стороны.

Изменения могут быть заметными, явными. Это видимые проявления процесса. Сюда входит то, что ощущается, регистрируется какими-либо органами чувств, то что актуально, происходит здесь и сейчас. Это изменение состояния процесса, самочувствия человека.

Самочувствие – это отношение со своим организмом в динамике: лучше – хуже. Ощущения, комфорт – это отношения с окружающей средой, пространством. Эстетика, гармония связаны с нашим отношением к увиденному, услышанному, ощущаемому.

Состояние – это не статический, а динамический аспект. Состояние описывается всегда в сравнении с предыдущими или возможным последующим. Например, в медицине о состоянии здоровья говорят, как о динамике: “течение болезни”, “ход выздоровления”, “динамика пограничных состояний”. Состояние – это по своей семантике положение между чем-то одним и чем-то другим. При этом это не статика, это происходит, продолжается, там есть свои ускорения, турбулентности. Состояние переменно, оно течет (сравним: течение болезни).

Итак, ощущения – это явная динамика отношений. Почему?

  1. Ощущение – это динамика: ощущаем вкус только когда он меняется, иначе рецепторы приспосабливаются и перестают реагировать. Органы чувств реагируют только на изменение вкуса, запаха, цвета и т.п. Статики ощущений не бывает, когда наступает привыкание, мы перестаем ощущать.
  2. Ощущение – это отношение: от нас зависит, как мы воспринимаем вкус, цвет, боль: у каждого свой вкус, кому-то нравится “сладкая боль”, а ощущение “приятной усталости” весьма относительно.
  3. Ощущение – явное: ощутимо.

Они характеризуют состояние отношений.

Итак, мы пришли к выводу, что процесс развития отношений характеризуется состоянием, но не только. Процесс – это переход состояний.

Его характеризуют изменения, происходящие с течением времени, изменения скорости течения процесса, развитие событий с течением времени. Эти изменения могут накапливаться подспудно. Это скрытая, неявная сторона процесса отношений. Ее еще надо проявить (как фотопленку).

Что относится к неявной, скрытой динамике отношений? Это то, что не видно глазом и не регистрируется другими органами чувств. Это “назревание” процесса. Еще ничего явного не произошло, но внутренние изменения накапливаются. Эти изменения нельзя заметить, но можно предчувствовать. По мелким признакам, настолько незначительным, что регистрация их происходит, минуя сознание, мы предвидим, что будет, что случится. Наша психика, как бы решая динамическую задачу, подсказывает нам, в какое состояние может перейти процесс через некоторое время при имеющихся начальных условиях и скорости развития.

Сюда входит история процесса. Что было, что будет – этого не видно сейчас, оно не регистрируется органами чувств. Происходят внутренние изменения в процессе, не заметные, почти не замечаемые. Процесс “зреет”. Здесь важно: история развития процесса, время, скорость. Все это дает предвидение, предчувствие, прогноз.

Это оказался самый загадочный аспект. Не зря к нему относят такие сложно определяемые понятия, как мистическое чувство, предсказание будущего, надежда.

Подводя итог, скажем следующее.

Сенсорика – локальный взгляд на процесс изменения отношений. Интуиция – глобальный: она видит отношения в целом, в развитии. Например, внешне отношения ухудшились, но видит в целом положительную динамику развития, если она есть.

Сравним: “я чувствую (ощущаю) холод” – “я чувствую (предчувствую) грядущие перемены”, “мне кажется”. Первое – явно, ощутимо, второе – неявно, неотчетливо.

В начале этого раздела мы сказали, что динамика отношений включает кроме самого процесса течения отношений еще и отношения между динамическими процессами. Здесь необходимо учитывать взаимное влияние процессов одного на другой (один запускает другой, меняя его состояние). У двух параллельно протекающих процессов можно сравнивать соотношение скоростей и соотношение состояний. Динамика может быть состояний и скоростей (т.к. постоянная скорость – это статика).

Если мы сравниваем самочувствия, состояния в одном процессе, следует говорить о динамике состояний. Если сравниваем скорости, например, в случае, когда процессы достигают одинакового состояния с разными скоростями – это динамика скоростей.

Таким образом, к явной динамике отношений относим соотношения состояний, соотношения между параллельными процессами, развивающимися одновременно. К неявной – временные соотношения, соотношение скоростей развития событий, темпы развития.

Сравним теперь динамику объектов и динамику отношений. Если явная динамика объекта – это движения, действия, совершаемая работа, то явная динамика отношений – это их состояние.

* * *

Итак, первый и очень важный шаг соционической теории состоит в том, что весь информационный поток, поступающий к человеку, делится на 8 составляющих и информацию о любом явлении в окружающем нас и внутреннем мире относим к одному из восьми аспектов или к их комбинации (табл.4).

Заметим, что поделить информацию о мире на аспекты можно было каким угодно способом. Почему выбран именно такой? Выше мы говорили, что для изучения влияния информации на человеческую психику деление информации на аспекты должно быть полным и отражать работу психических функций, описанных К. Г. Юнгом.

Таблица 4. Аспекты информации о мире

Предмет рассмотрения

Статика

Динамика

Объекты

Статика объектов

;

Динамика объектов

;

Отношения

Статика отношений

;

Динамика отношений

;

Деление информации у нас получилось полным. Почему?

  1. Первое деление потока на информацию об объектах и отношениях охватывает всю информацию о мире. Вернее было бы сказать, что это просто взгляд на любое явление: или со стороны свойств объектов, или со стороны отношений. Здесь никакая информация не потерялась.
  2. Второе деление информации тоже полное. На любое явление в мире мы посмотрели или в статике (“заморозив” его для анализа присущих ему свойств) или в динамике (рассматривая, как оно движется, изменяется, развивается и т.п. и синтезируя, собирая эту изменчивую информацию). Здесь мы тоже никакую информацию не упустили.
  3. И последнее деление – на явные и неявные (скрытые) свойства любого явления, будь то объект, отношения или процесс. Явные свойства – это то, что можно увидеть, ощутить, зарегистрировать непосредственно. Скрытые – то, о чем мы судим опосредованно, догадываемся. Это опять полное деление, ничего не осталось вне рассмотрения.

Графически это можно представить на следующем рисунке (рис. 1).

 

Рисунок 1. Аспекты информации о мире

 

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь. М., 1991.
  2. А. Аугустинавичюте. Модель информационного метаболизма. // Соционика, ментология и психология личности, № 1, 1995.
  3. К. Г. Юнг. Психологические типы. - СПб.:"Ювента" - М.: "Прогресс - Универс", 1995.
  4. А. Аугустинавичюте. О символах. Смысловое содержание символов, используемых в соционике. // Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1998.
  5. И. Д. Вайсбанд. Кто я такой? Немного о соционике.//Знание - сила, №№ 1,3-10, 1992.

 

На главную страницу: НИИ СОЦИОНИКИ

2000 г.