Представляем вашему вниманию серию статей, опубликованных в приложении к газете "1 сентября" - "Школьный психолог".
Предыдущая статья

 

Психологические функции и модели информационного обмена

В прошлой статье мы рассказали вам, дорогие читатели, о связи соционики и психологии. А сейчас пришла пора описать связь соционики с информатикой, рассказать о той информационной системе, которая, оказывается, есть у каждого из нас. Еще совсем недавно люди и представить себе не могли, что в нашей психике присутствует некий “бортовой компьютер”, определяющий наши таланты, пристрастия, область интересов, склонности к профессии, к образу жизни. Умение разобраться в его тонкостях позволяет сознательно управлять своей жизнью, “не наступать на грабли”, вовремя “подстелить соломки”.

Что мы знаем о процессах обмена?

В биологии существует термин – метаболизм, что дословно означает обмен, усвоение и переработку. Пища, поступившая в организм, расщепляется на многочисленные составляющие и поступает в клетки. Иными словами физиологический процесс энергетического метаболизма означает обмен веществ и подразумевает жизнь организма на биологическом уровне.

Польский психиатр А. Кемпинский сопоставил энергетический метаболизм (ЭМ) с усвоением и обработкой информации психикой человека. Суть его теории информационного метаболизма (ИМ) заключается в том, что внешние информационные сигналы уподобляются пище. По аналогии с энергетическим метаболизмом клеток, Кемпинский показал, что информация воспринимается определенными каналами человеческой психики, усваивается, накапливается, хранится, преобразуется и частично выводится вовне для взаимодействия с внешним миром, а часть ее остается внутри и составляет внутренний мир человека. А. Кемпинский ввел такой образ: “Психика человека питается информацией. Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации”.

Информационный метаболизм – это процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека.

· Именно поэтому соционика имеет и второе название – теория типов информационного метаболизма.

По аналогии с естественным метаболизмом клеток, поток информации, поступающей к человеку, расщепляется психикой на отдельные составляющие. Но за прием и обработку каждой из этих составляющих отвечает не любой, а определенный, только ей соответствующий канал. В этой связи А. Аугустинавичюте пишет: “Открытие К. Г. Юнга – это открытие механизма селекции воспринимаемых психикой сигналов. Этот механизм можно назвать кодом информационного метаболизма (ИМ) или правилами языка, с помощью которого передается информация”.

Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает. Структура психики конкретного человека задает своеобразный вид “системы фильтров” для обработки информации. Это юнговские функции (логика, этика, интуиция, сенсорика). Доминирующие функции обеспечивают обработку значительно большего объема информации, чем слабые.

Представим, идет урок математики. Учитель выдает поток абстрактной, логической информации: формулы, параболы, синусы и косинусы. Одному ученику (например, представителю типа “логико-интуитивный интроверт”) они попадают на сильную функцию логики, другому же (например, представителю типа “сенсорно-этический экстраверт”) – на слабую. Естественно, первый легко поймет и запомнит структуру доказательства, а второму это дастся значительно труднее. Если они захотят после урока обсудить свои впечатления, то окажется, что они восприняли урок по-разному. Одному понравились логические выводы и построения, а другому запомнились эпитеты и сравнения преподавателя, красота и плавность линий, особенно, если они начерчены цветными мелками.

В различном восприятии информации одного сорта и лежит различие между типами личности.

· В связи с тем, что различия в типе личности – это не что иное, как различие в обмене информационными сигналами с окружением, типы личности мы можем называть типами информационного метаболизма (типами ИМ).

Соединение типологии К.Г. Юнга с теорией информационного метаболизма А. Кемпинского стало основополагающим открытием в соционике. Это заслуга А. Аугустинавичюте Теперь мы можем ввести другое определение соционики:

Соционика – наука о типах информационного метаболизма и об интертипных отношениях

Как у каждой науки, у соционики есть свой предмет изучения и свой метод.

· Предмет соционики – изучение процессов информационного обмена человека с окружающим миром и их влияние на психику человека.

· Метод соционики – диагноста типов информационного метаболизма по базису Юнга и соционическим моделям.

Типы информационного метаболизма

На страницах прошлых публикаций мы постарались подробно проследить различия по каждой соционической дихотомии: экстраверсия – интроверсия, логика – этика, интуиция – сенсорика, рациональность – иррациональность.

Дихотомии можно описать еще одним способом, отвечая на следующие вопросы:

Какой мир определяет нашу жизнедеятельность?

Внешний мир - Внутренний мир

  • (экстраверты) (интроверты)
  • Какого типа информацию мы лучше воспринимаем?

    Конкретная информация - Абстрактная информация

    (сенсорики) (интуиты)

    Какой мир нам ближе: объективных закономерностей или человеческих взаимоотношений?

    Объективные закономерности - Человеческие взаимоотношения

    (логики) (этики)

    Как мы организуем свою жизнь?

    Планомерно движемся к цели - Чутко реагируем на перемены

    (рационалы) (иррационалы)

    В психике людей представлены все четыре признака, объединенные в пары. Тем не менее, каждый из нас более уверенно и свободно пользуется только одной частью из каждой пары, восприятие по другой происходит неадекватно, неминуемо сопряжено с трудностями. Здесь уместна аналогия с правой и левой руками. Так, правши лучше владеют правой рукой, но это не означает, что левой они вовсе не пользуются. Левши всю основную работу выполняют левой рукой, но правая рука является для них важным подспорьем.

    Мы не случайно вернулись к пройденному материалу, потому что тем самым вплотную подошли к самому важному и одновременно самому сложному вопросу – соединению полученных в процессе диагностики данных воедино и определению, таким образом, типа информационного метаболизма.

    Таблица 1. Типы информационного метаболизма

    Деление по базису Юнга

    Название и обозначение типа

    Экстраверты

    Рациональные

    Логики

    Интуиты

    Логико-интуитивный экстраверт

    Сенсорики

    Логико-сенсорный экстраверт

    Этики

    Интуиты

    Этико-интуитивный экстраверт

    Сенсорики

    Этико-сенсорный экстраверт

    Иррациональные

    Интуиты

    Логики

    Интуитивно-логический экстраверт

    Этики

    Интуитивно-этический экстраверт

    Сенсорики

    Логики

    Сенсорно-логический экстраверт

    Этики

    Сенсорно-этический экстраверт

    Интроверты

    Рациональные

    Логики

    Интуиты

    Логико-интуитивный интроверт

    Сенсорики

    Логико-сенсорный интроверт

    Этики

    Интуиты

    Этико-интуитивный интроверт

    Сенсорики

    Этико-сенсорный интроверт

    Иррациональные

    Интуиты

    Логики

    Интуитивно-логический интроверт

    Этики

    Интуитивно-этический интроверт

    Сенсорики

    Логики

    Сенсорно-логический интроверт

    Этики

    Сенсорно-этический интроверт

    Соционические функции

    Аушра Аугустинавичюте предложила обозначать тип двумя значками, которые вы видите в последней колонке таблицы. Что это за значки и почему именно ими обозначают тип? Об этом сейчас и поговорим.

    А. Аугустинавичюте не ограничилась описанием типа информационного метаболизма по дихотомиям. Она была убеждена, что некоторые особенности человеческой психики они не описывают. Поэтому литовский ученый сделала следующий шаг в развитии соционики: она стала учитывать работу описанных Юнгом функций в информационной системе человека. Для начала она предложила рассматривать каждую юнговскую функцию в экстравертном и интровертном вариантах. А также ввела их символическое обозначение.

    Соционические функции обрабатывают информацию о мире. Причем каждая функция “отвечает” за “свою” информацию. А как определить, какая информация относится к какой функции? Для этого рассмотрим таблицу (табл. 2).

    Таблица 2. Соционические функции

    Функция

    Название и

    обозначение

    Значение

    Рациональные

    Логика

    (Мышление)

    Экстравертная

    Логика

    действий

    Технология, функция, действие, поступок, факт, знание, польза, выгода, бизнес, метод, разум, инструмент, целесообразность, деловая команда, эффективность, цена, движение, механизм
       

    Интровертная

    Логика

    отношений

    Система, анализ, инструкция, математика, структура, классификация, реестр, параметр, закономерность, закон, синтез, доказательство, понимание, право, обязанности

    Этика

    (Чувство)

    Экстравертная

    Этика

    эмоций

    Эмоции людей, смех, плач, энтузиазм печаль, романтизм, тревога, паника, радость, обида, экстаз, впечатление, настроение, восторг, восхищение, фанатизм, переживания

    Интровертная

    Этика

    отношений

    Симпатии – антипатии, притяжение – отталкивание, чувства, умение не обидеть, нравственность, порядочность, человечность, мораль, религия, вражда, любовь – ненависть

    Иррациональные

    Интуиция

    Экстравертная

    Интуиция

    возможностей

    Потенциальная возможность, способность, догадка, неопределенность, вдруг, многозначность, умение видеть суть, целостное восприятие, внутреннее устройство, изобретение, шанс

    Интровертная

    Интуиция

    времени

    Время, событие, прошлое/будущее, эволюция, когда-нибудь, прогноз, история, отношения поколений, план, пунктуальность, развитие, процесс, стратегия

    Сенсорика

    (Ощущение)

    Экстравертная

    Волевая

    сенсорика

    Сила, власть, воля, влияние, желания, тактика, внешний вид, масса, форма, цвет, красота, территория, реализация, оборонять, добиться

    Интровертная

    Сенсорика

    ощущений

    Комфорт, уют, здоровье, наслаждение, качество, практика, самочувствие, гармония, “здесь и сейчас”, эстетика, удобство, приятный, оттенки

    Волшебная матрица

    Как эти функции отражаются на особенностях психологического типа? Для начала представим исходную матрицу в виде двух ячеек:

    1

    2

    Существует несколько правил по ее заполнению:

    · К примеру, если в процессе диагностики вы выяснили, что человек относится к интуитам (по оси интуиция – сенсорика) и логикам (по оси логика – этика), то две ячейки будут заполнены соответствующими символами. Возникает вопрос: какую из них следует поставить на первое место, а какую на второе? Для этого обратимся к дихотомии рациональность – иррациональность.

    · Если человек иррационален, то первую ячейку матрицы займут иррациональные функции - либо интуиция либо сенсорика, если рационален – либо логика либо этика.

    · При этом следует иметь в виду, что первая ячейка так же несет в себе сведения об интроверсии – экстраверсии. Если в процессе диагностики выяснилось, что человек экстраверт, то первая функция обозначается черным символом, а если интроверт – белым.

    Поэтому, если вы определили человека, как интроверта, интуита, логика и иррационала, то ячейки заполнятся следующим образом:

    Приведем еще один пример. Если определили, что человек экстраверт, интуит, логик и рационал, то волшебная матрица будет выглядеть следующим образом:

    Таким образом, мы видим, что название типа формируется из двух ячеек – интуитивно-логический интроверт (ИЛИ) – в первом случае и логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ) – во втором.

    По этому же принципу можно произвести дешифровку названия типа. Если вы услышали ЛИЭ или увидели обозначение , то его следует интерпретировать, как логико-интуитивного экстраверта. Поскольку логика стоит на первом месте, значит, данный тип относится к разряду рациональных.

    И аналогично, когда видите ИЛИ или обозначение , то речь идет об интуитивно-логическом интроверте. На первом месте у него интуиция, значит, тип иррациональный.

    Кроме обозначения типа, волшебная матрица нам показывает его самые сильные функции. В двух данных примерах они совпадают: это интуиция времени и логика действий.

    Соционическая модель

    Одно из важнейших достижений соционики – моделирование структуры человеческой психики. Такое было не под силу ученым во времена Юнга, т.к. в то время математического моделирования просто не существовало. Нет сколько-нибудь серьезных моделей и в западном типоведении, идущем напрямую от Юнга, но практически ничего не добавляющем к его учению. Здесь наши ученые оказались “впереди планеты всей”.

    Аушра Аугустинавичюте построила модель, состоящую из восьми функций, расположенных в определенном порядке. Это все восемь функций, описанных в таблице 2. Таким образом, сегодня в соционике представлена целостная структура личности. Модель показывает, как мы обрабатываем всю информацию о мире. Одни функции (сильные) обрабатывают большой объем информации, другие (слабые) – гораздо меньший. Но видим, слышим, воспринимаем мы ее всю. Поэтому и функции в модели представлены все восемь.

    Сила и осознанность каждой функции определяется ее местом в модели.

    1

    2

    4

    3

    6

    5

    7

    8

    Построение модели типа начинается так же, как и построение волшебной матрицы: в первую и вторую ячейки помещаем самые сильные и осознанные функции типа. Дальше вступает в силу закон чередования соционических функций по экстраверсии и интроверсии: если функция в первой ячейке черная, то вторая будет обязательно белая, третья черная, четвертая белая. И одновременно работает второй закон: чередования функций по рациональности – иррациональности: если первая функция рациональная, то вторая иррациональная, третья рациональная, четвертая иррациональная. Посмотрите на рисунках, как заполняются модели для разобранных нами ИЛИ и ЛИЭ.

    Чтобы достроить 5, 6, 7 и 8 ячейки следует помнить, что они являются зеркальным отражением первых четырех, только с изменением цвета значков. Представим, что данная модель представляет собой лист бумаги. Согнем его по линии, проходящей между 3-4 ячейкой и 5-6. Мы увидим, что 1 и 2 ячейки будут зеркальны 7 и 8, а 3-4 зеркальны 5-6 с разницей в цвете по экстраверсии – интроверсии.

  • Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ):
  • Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ):
  • Первые четыре ячейки относятся к функциям сознания, в них включено то, о чем человек чаще думает, говорит. Ячейки с пятой по восьмую относятся к подсознанию, эти функции в речи проявляются редко, чаще в поведении, инстинктивно, без обсуждений. Как известно, в каждом из нас есть социальное и биологическое. Первые четыре ячейки связаны с нашими социальными проявлениями, второй сигнальной системой (мышление и речь). Последние четыре ячейки – биологическое в нас, связано с первой сигнальной системой (инстинкты).

    А теперь опишем каждую из восьми функций, исходя из ее местонахождения в ячейках модели.

    Сильные осознанные функции (по теории З. Фрейда - Эго) — первая и вторая —отражают главное в сущности типа. Они представляет собой зону уверенности. По ним человек выбирает жизненные цели и средства к их достижению. Исходя из первых функций следует рекомендовать выбор профессии.

    Первая функция — базовая, основа личности и интеллекта человека. Информацию по ней он воспринимает адекватно и может выступать в роли эксперта по вопросам, связанным с этой функцией.

    Вторая функция — творческая. По ней человек быстро усваивает информацию и часто генерирует ее сам, выступает в роли критика.

    Слабые осознанные функции (по теории З. Фрейда – Суперэго) — третья и четвертая. Они служат для адаптации человека в обществе. Здесь важны общественные нормы, ожидания социума. Человек никогда не уверен в содержании этих функций, как не уверен в своем соответствии требованиям общества.

    Третья функция — ролевая, адаптивная. Человек для адаптации в непривычных для себя условиях играет роль, старается блеснуть по этой функции.

    Четвертая функция — болевая точка, место наименьшего сопротивления. Информацию по этой функции трудно воспринимать адекватно, работать по ней творчески, поэтому человека лучше не критиковать по вопросам, связанным с ней. Даже похвалу по болевой точке воспринимают с трудом. Здесь уместна аналогия с физической болью: больное место лучше не трогать никак — ни с целью погладить, ни с целью уколоть.

    Слабые подсознательные функции (Суперид) — пятая и шестая. Слабые неосознанные функции податливы, управляются информацией, поступающей извне, легко поддаются суггестии, программированию. Информация по ним воспринимается некритично, с доверием, запоминается без анализа. Здесь человеку требуется помощь, но и учится он по этим функциям легко и эффективно. Человек с благодарностью воспринимает информацию и помощь по этим функциям. Хотите сделать подарок человеку — делайте его по пятой и шестой функциям.

    Пятая функция — суггестивная. “Входные ворота” для информации. Считается, что по ней мы получаем информацию из внешнего мира для того, чтобы в дальнейшем переработать ее в своем сознании с помощью других функций.

    Шестая функция — референтная. Слабая функция, непригодная для творческой работы, однако обучение по ней происходит настолько легко, что может дать хорошие результаты. По этой функции человек ориентируется на мнение референтной группы, не противопоставляет себя. Как зададут в разговоре, так и реагирует. Функция нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам.

    Сильные подсознательные функции (Ид) — седьмая и восьмая. Содержание этих функций человек редко обдумывает, творческой работы по ним практически не бывает, а решения принимает мгновенно, генерирует на подсознательном уровне, без лишних слов и размышлений. Сила этих функций и скорость их включения определяют зону подсознательной уверенности человека. Эти функции чаще всего включаются в “пожарной” ситуации, где некогда размышлять, или в обычных бытовых ситуациях, когда привычная работа не требует “включения мозгов”.

    Седьмая функция — ограничительная, рамочная. Это самая сильная функция у каждого человека. С ее помощью он может оградиться от любых нежелательных воздействий, ограничить излишнюю активность окружения. Но и ограничить человека можно вернее всего по его же седьмой функции: это обезоруживает, не оставляет средств.

    Восьмая функция — реализующаяся без слов на деле. Она включена в работу практически всегда, образует фон всей жизни человека. По ней не следует стремиться к творческой работе, но это надежная опора для человека в любых ситуациях.

    Приведенную модель в соционике принято называть моделью А в честь ее первооткрывательницы А. Аугустинавичюте. Данная модель служит для достоверной диагностики психологических типов, для выявления способностей человека и разбора проблем. А также является основой для определения интертипных отношений (отношений между типами личностей в семье, коллективе).

    Пример модели А

    Построим модель А для логико-интуитивного интроверта. Кстати, в обиходе существуют не только научные названия типов личности, но и их псевдонимы из литературных или исторических персонажей: Гексли, Бальзак, Джек Лондон, Жуков и т.д. Это удобно, сокращает время на название, к тому же примерно представить себе, каков Максим Горький, гораздо легче, чем понять и запомнить, каковы основные качества ЛСИ. Некоторые соционики вводят иные названия типов. Например, некоторые школы Интуитивно-этического интроверта называют Есениным, другие Тутанхамоном, что вносит некоторую путаницу. Нередко за кажущейся простотой следует их неправильное истолкование. Поэтому, мы не советуем злоупотреблять использованием псевдонимов. Тем более что в письменной речи принято употреблять только научные названия.

    Модель А для Логико-интуитивного интроверта (ЛИИ)

    псевдоним “Робеспьер”

    Про ЛИИ принято говорить: холодная голова, чистые руки и горячее сердце.

    (к данному типу относятся: М. Робеспьер, А. Чехов, Ф. Дзержинский, К. Г. Юнг, Р. Декарт,

    из наших современников: Н. Амосов, О. Янковский, А. Гордон, И. Хакамада).

    1

    2

    4

    3

    6

    5

    7

    8

    Опираясь на вышеприведенную модель, попробуем описать представителя типа логико-интуитивный интроверт. В чем заключена его сила, а что составляет зону трудностей?

    Поскольку первая (сильная) функция ЛИИ – логика отношений (), то “Робеспьера” можно охарактеризовать, как человека, старающегося во всем увидеть систему и закономерность. Представители данного типа информационного метаболизма, как правило, аккуратны и педантичны. Они стараются упорядочить и распланировать окружающую действительность, составляя всевозможные планы и схемы, начиная от распорядка работы и заканчивая отдыхом. По этой же причине “Робеспьеры” не выносят расхлябанности и разгильдяйства. Во всем следуют однажды данному слову. Это люди правил и справедливости. Есть такая соционическая поговорка: ““Робеспьер” всегда прав”. Если вы попробуете ему доказать, что он в чем-то не прав, ваши отношения будут поставлены под угрозу.

    Вторая (творческая) функция – интуиция возможностей () дает возможность ЛИИ оценить и спрогнозировать перспективы того или иного направления деятельности. Они способны решить даже очень сложный вопрос нетривиальным путем. Часто “Робеспьеры” знают несколько иностранных языков, которые с успехом реализуют на практике.

    Третья (ролевая) функция – этика отношений () проявляется у представителей ЛИИ в новой, незнакомой ситуации. Они не способны предугадать, что и как принято в данном обществе. Отсюда следуют некоторая неадекватность реакций. “Робеспьер” может несколько преувеличенно стараться быть “своим парнем” или, наоборот, быть угрюмым и замкнутым. Сюда же можно отнести некоторую категоричность в оценках людей и межличностных отношениях. Представители ЛИИ – люди черно-белых цветов в том, что касается сферы чувств, нюансы и полутона для них мало знакомы. Даже незначительный эпизод может перевернуть “Робеспьера” с полюса “дружбы” во “вражду”.

    Четвертая (болевая) функция – волевая сенсорика () зачастую сулит представителю ЛИИ неуверенность в себе из-за невозможности силовых проявлений личности. Настойчивость – явно не их конек! Сумев сделать научное открытие, они, не обладая пробивной силой, вряд ли смогут довести свое изобретение до внедрения в практику. Представителей данного типа нередко обвиняют в некоторой медлительности, отсутствии желания всюду успевать.

    Проблема самоутверждения может толкать “Робеспьеров” к излишнему аскетизму или доводить до самоистязания путем усиленных физических нагрузок. Один наш знакомый совершал многокилометровые велосипедные пробеги в сумасшедшем темпе. Таким образом он хотел доказать себе и окружающим, что он на самом деле силен и очень “крут”. Слабейшая функция волевой сенсорики порой компенсируется и делает этих людей неутомимыми борцами за справедливость и честь. Приглядитесь внимательно и вы увидите, как ЛИИ вспыхивают, как факел, когда речь заходит об оскорблении личного и социального достоинства.

    Пятая (суггестивная) функция – этика эмоций (). Представители типа логико-интуитивный интроверт, получая информацию по данному каналу (эмоции и настроения людей, энтузиазм и тревога, паника, переживания, чувство этичности проявления внутренних импульсов, романтизм) обрабатывают ее при помощи интуиции – сильной функции. Отсюда следует нетривиально принятое решение, неожиданный прорыв мыслей и поворот в делах. Но и некоторая неадекватность эмоциональных оценок людей.

    Шестая функция – сенсорика ощущений (). ЛИИ не относятся к людям, которые безошибочно определяют человеческие ощущения. Они способны вначале вымотаться до предела и только потом, определить степень своей и чужой усталости. Не делая акцент на собственном самочувствии, они недооценивают значимость человеческого фактора.

    Седьмая (рамочная) функция – логика действий (). ЛИИ для ограничения назойливого влияния окружения способны впасть в излишнюю прагматичность, скосить оппонентов горой фактов. Кстати, представители других типов личности так же могут, используя логику действий, ограничить экспансию “Робеспьера”.

    Восьмая функция – интуиция времени (). ЛИИ способны оценить ситуацию во времени. “Робеспьеров” можно охарактеризовать, как людей своевременных. Они точно знают, когда нужно притормозить, а когда пришпорить себя и мчаться к цели, закусив удила. Они имеют четкое представление о перспективах развития того или иного дела. Наряду с развитой целеустремленностью и стремлением все подчинить логике, ЛИИ нередко погружены в мечты. Этим людям присуще развитое воображение.

    А. С. Пушкин в зеркале соционики

    Возвращаясь к теме диагностики типов информационного метаболизма, нам хотелось бы ответить на вопрос: как определить тип информационного метаболизма, когда использовать традиционные методики (тест, интервью и наблюдение) невозможно? Скажем, у исторических персонажей или политических деятелей. В подобных случаях соционические типы определяются исходя из творчества, высказываний, писем или по воспоминаниям современников. Данную, широко распространенную в практике методику попытаемся представить, разобрав принадлежность известного русского поэта А.С. Пушкина к соционическому типу интуитивно-этический экстраверт (псевдоним “Гексли”).

    На первый взгляд может показаться, что у Пушкина и Гексли нет ничего общего. Так ли это на самом деле? Томас Генри Гексли – английский естествоиспытатель, соратник Ч. Дарвина –был популяризатором учения последнего. Искренняя увлеченность теорией Дарвина, восторг, с которым он рассказывал о ней слушателям, заставили весь мир поверить, что все мы произошли от обезьяны. И только сто лет спустя человечество начало выходить из-под гипноза зажигательных речей Т. Гексли и задумываться, а на самом ли деле это так? Такова сила обаяния всех представителей типа интуитивно-этический экстраверт. Вспомним, сказки А.С. Пушкина. Он сумел разглядеть необычное, непривычное для своего круга и образно поведать об этом читателям. Знаете, что отличает Пушкина от современных ему поэтов? Это жизнеутверждающая сила его поэзии, искренняя вера в светлое и прекрасное, победу добра над злом. Многие поколения воспитаны на героях его произведений.

    Среди ИЭЭ много талантливых журналистов, литераторов, психологов. Кроме Пушкина к этому типу относятся: Ю. Никулин, Е. Шифрин, М. Боярский, М. Твен, Д. Карнеги, П. Ришар, Г. Хазанов, А. Вертинская, С. Ротару. Из литературных персонажей яркий представитель – Том Сойер.

    Модель А для интуитивно-этического экстраверта:

    1

    2

    4

    3

    6

    5

    7

    8

    Первая функция типа – интуиция возможностей, то есть все, что связано с новыми идеями, перспективами, потенциальными возможностями, способностями людей. ИЭЭ видят те возможности и способности, которыми обладают люди, чувствуют перспективы реализации проектов и задуманных предприятий. Представители типа “Гексли” нередко предсказывают как человек поведет себя в той или иной ситуации и, как ни странно, их прогнозы часто сбываются. Несмотря на то, что современники прочили славу и большое будущее поэту Кукольнику (о котором сегодня почти не вспоминают), Пушкин написал о себе:

    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

    К нему не зарастет народная тропа…

    Понимая, величие своих стихов, поэт никогда не кичился этим. Просто знал и все. У Пушкина была своя, четкая и ясная целостная картина мира, собственный взгляд на вещи. Очень верно он судил о людях, поэтому друзья называли его проницательнейшим из людей. “А какая сила стоит в сердце твоем – чистая или нечистая? По-моему, нечистая!” – рявкнул он отцу Лариону, который шпионил за ним. Интуиция возможностей помогала ему видеть обман, не верить лживым словам.

    Трепетное отношение Пушкина к друзьям – это проявление второй, творческой функции – этики отношений, включающей способность видеть и правильно оценивать чувства людей, умение не обидеть, а обидев, вовремя извиниться, проявить человечность. Еще со школьной скамьи мы помним прекрасные стихи Пушкина, посвященные друзьям-лицеистам. Вторая функция – не однозначна и к ней нельзя подходить с заранее заданными мерками. Пушкин был общителен, мог подобрать “ключ” практически к любому человеку, поэтому перегружался лишними контактами. Вследствие чего, нередко был груб, мог наговорить лишнего. Так, известна его эпиграмма на своего друга по лицею В. Кюхельбекера, которая повлекла за собой дуэль:

    За ужином объелся я,

    А Яков запер дверь оплошно –

    Так было мне, мои друзья,

    И кюхельбекерно и тошно!

    Первым стрелял обиженный Кюхельбекер. Когда он целился, Пушкин закричал секунданту Дельвигу: “Стань на мое место, здесь безопаснее!” Пистолет дрогнул, и пуля пробила фуражку на голове Дельвига. Когда пришел черед Пушкина, он отказался от выстрела.

    Если спросить, что люди знают о жизни поэта, то большинство, наверное, ответят: огромный донжуанский список, друзья, эпиграммы и дуэли… Они отражают задиристый характер Пушкина. Отчего создается впечатление, что ни к чему он не относился серьезно. Его биографы насчитывают около 15 “дел чести”. Такое отношение к опасности, проявление отваги там, где можно было бы обойтись и без этого – проявление третьей функции – волевой сенсорики. Адаптируясь в незнакомой ситуации все представители ИЭЭ проявляют себя как сильная личность: они красивы и решительны. Но поскольку данная функция слабая, то проявления по ней носят временный, неровный характер, заставляют оглядываться на социум. В письме к приятелю Пушкин описывал свой характер следующим образом: “неровный, ревнивый, подозрительный, резкий и слабый одновременно”. Весьма критично относился к собственной внешности: “Хорош никогда не был, а молод был”. Освоение нового пространства для “Гексли” – дело нелегкое. Хранитель музея-заповедника Пушкина, пишет: “Он долго привыкал к Михайловскому дому. Беседовал сам с собой: зачем ему в сущности все эти хоромы?.. Еще в лицее он понял великое таинство уединения. В одной комнате он чувствовал себя как-то собранней, крепче. В ней все под руками, никогда он не станет жить многими хоромами! Никогда и ни на что он не променяет свою каморку-норку, свою пещеру, светелку с дорожной лампадкой, чернильницей и верным кожаным баулом!”.

    Четвертая функция (точка наименьшего сопротивления) – логика отношений или все, что связано с анализом, системами, правилами и формальностями. Современники вспоминают, что к занятиям в лицее Пушкин был подготовлен лучше, чем многие его товарищи, но вовсе не думал это как-то выказывать. По математике он имел “0”, зато это не помешало ему стать великим поэтом. В зрелые годы, когда он попал в немилость к царской охранке, его приводила в бешенство слежка, запреты посещать друзей в других городах, и прочтение личной корреспонденции.

    Пятая функция – сенсорика ощущений: комфорт, здоровье, отдых, эстетика и гармония. Такую информацию “Гексли” воспринимают некритично, с доверием, запоминают без анализа. Здесь человеку требуется помощь и забота окружающих. А.П. Керн вспоминает, что мать Пушкина, Надежда Осиповна, заманивала сына к обеду печеным картофелем, который тот очень любил. Известен случай, когда Пушкин получил от какого-то помещика любезное письмо и охотничий рог на бронзовой цепочке, который ему очень понравился. Читая письмо и любуясь рогом, он сиял от удовольствия и повторял: “Charmant! Charmant!”

    Шестилетняя жизнь в лицее (подъем в 6 утра, отбой в 10 вечера) сделала его не притязательным в быту. Привычка к скромной обстановке была подсознательно воспринята им на всю жизнь. Даже в Михайловском он писал обожженными кусочками перьев, обглодками, которые еле помещались в руке.

    Шестая функция – логика действий. К ней относится движение, действия, результаты, факты, знания, понятия о пользе и выгоде. Это слабая функция, по ней человеку сложно противостоять обстоятельствам. Как истинному “Гексли”, А.С. Пушкину трудно было организовать свою работу. Чтобы не отвлекаться на посторонние шумы, он запирался в комнате, завешивал шторы, под страхом гнева приказывал домашним его не беспокоить и только в таких условиях мог творить. Проблема материального обеспечения семьи не давала покоя поэту. Вот что он пишет жене Наталье Николаевне: “У нас ни гроша верного дохода, а верного расхода 30000. Все держится на мне и тетке. Но ни я, ни тетка не вечны”. Между тем у него дома было сосредоточено огромное богатство – полный стол неопубликованных рукописей.

    Седьмая функция – интуиция времени. Гексли по характеру быстрые, успевают за короткое время осуществить много контактов. Но поскольку данная функция – бессознательная, удержать ее в сознании довольно сложно. Поэтому представители ИЭЭ часто опаздывают, не успевают сделать намеченное к сроку, склонны отвлекаться на другие дела. После окончания лицея свобода вскружила голову Пушкину. Началась безудержная жизнь: балы, театры, пирушки. Оторванный от реальности, долгое время он жил в будущем.

    Сердце в будущем живет;

    Настоящее уныло:

    Все мгновенно, все пройдет;

    Что пройдет, то будет мило.

    Глубинный интерес Пушкина к истории и народным преданиям – еще одно проявление сильной функции интуиции времени. В письме к П.Я. Чаадаеву он писал: “Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя… но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам ее Бог дал”.

    Многие знавшие А.С. Пушкина, отмечают его эмоциональную обостренность, страстность, пылкость, порывистость, чувствительность к насмешкам, обидчивость, нетерпеливость, неистощимую подвижность ума. Не зря ему так удачно удалось воплотить на бумаге образ Дон Жуана. Все это проявление восьмой функции – этики эмоций. О богатстве эмоций поэта мы можем судить по его письму к А.П. Керн: “Приезжайте в Тригорское, и я обещаю вам, что буду необыкновенно любезен. Я буду весел в понедельник, экзальтирован во вторник, нежен в среду, проворен и ловок в четверг…”. Иногда Пушкин подчеркивал свою склонность к грусти и меланхолии, иногда проповедовал холодность. Однако он никогда не скрывал своих чувств, выражал их искренне, был пленительным, когда что-нибудь приятное волновало его, и неудержимым в гневе, когда сталкивался с высокомерием, хамством и подлостью.

    Какой ценой купил он право,

    Возможность или благодать

    Над всем так мудро и лукаво

    Шутить, таинственно молчать…

    (А. Ахматова)

    Список литературы:

    1. А. Аугустинавичюте Соционика: Кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. – М.: “АСТ”, СПб.: “Terra Fantastica”, 1998.
    2. Т. Н. Прокофьева. “А. С. Пушкин в зеркале соционики” // www.socionics.ru, 1999.
    3. Т. Н. Прокофьева. Опорные конспекты для изучающих соционику. – М., 1999.

    Продолжение

    Татьяна Прокофьева
    E-mail:prokofievs@mtu-net.ru

    Марина Кузьмина
    E-mail:marina@tellcom.ru