Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Соционическая структура психики. Коротко PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
03.08.2015 18:33

Чем соционика отличается соционика от известных психологических теорий личности?


Опорой на устойчивую структуру психики человека. 

Известный венский профессор психиатрии Зигмунд Фрейд смог сделать научным фактом то, что 

"человеческая психика делится на три области: сознательное, бессознательное и предсознательное. Эти три сферы психического находятся в состоянии постоянного взаимодействия, а две первых – и в состоянии постоянной борьбы между собой. Каждый поступок человека нужно рассматривать как результат борьбы сознательного с бессознательным" [5]. 

"Феномен бессознательного уходит корнями в древность, его признавали врачеватели самых ранних цивилизаций. Платон признавал существование бессознательного, что послужило фундаментом создания им теории познания, которая была построена на воспроизведении того, что есть в глубинах человеческой психики. Зная философские идеи Платона, Фрейд, бесспорно, позаимствовал оттуда представления о бессознательном.

Проблема бессознательного, облаченная в форму рассмотрения возможности существования неосознанных представлений, находит свое отражение и в философии Канта (1724-1804). Фрейд в своих работах часто ссылается на Канта. ...

Также на развитие психоаналитического учения Фрейда оказала немалое влияние философия Ницше и Шопенгауэра. Их многочисленные идеи во многом предопределили различные психоаналитические концепции, в том числе фрейдовские представления о бессознательном". [5]. 

 Согласно этим представлениям каждый из уровней 3-х уровневой структуры у психики человека

model-a-structure.freyd

  • сознание - E 
  • предсознание - Superego
  • подсознание – Id.

  имел свой алгоритм работы по восприятию, обработке, запоминанию и передачи психикой информации.

 

 

 

Дальнейшие практические наблюдения его ученика К.Г. Юнга позволили ему сделать следующий шаг.

К.Г. Юнг описал работу комплекс раздельных каналов для восприятия, обработки, запоминания и передачи психикой разного рода информациимышление, чувство, интуицию, ощущение. Описав их в двух разных установках: экстравертной и интровертной, он получил 8 таких каналов или 8 психических функций.

При этом он ранжировав их:

«Психические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивида. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии». [1]

Так, выделив наиболее заметную при общении и других взаимодействиях с человеком его ведущую психическую функцию, К.Г. Юнг получил не одну, как у З. Фрейда, а восемь структур психики или восемь психологических типов личностиКроме этого он, описывая типы, проанализировал вклад в работу психики остальных функций созданной им структуры.

  Но К.Г. Юнг недоучитывал иерархию, существующую среди оставшихся функций, а именно значимость вклада 2-й вспомогательной функции. Он упоминал о ее выделенности, но не довел дело до изменения созданной им типологии из 8-ми типов.

Соединение психологии с информатикой дало возможность  литовскому ученому Аушре Аугустинавичюте, опираясь на это упоминание К.Г. Юнга , построить 4-х функциональную модель уже 16 психологических типов.

Она назвала ее  Моделью Ю в честь К.Г. Юнга. 

model-a-structure.model-u

 

В дальнейшем Аушра Аугустинавичюте [2] предложила более совершенную структурно-информационную модель психики. В качестве одного из ее оснований послужило новое понятие, предложенное Антонием Кемпинским [3] - «Информационный метаболизм». И то, что К.Г. Юнг описывал, как типологические «реакции на данную ситуациюданный случай … данный факт», А.Аугустинавичюте описала как процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека. Ее интерпретация функционирования полученной в итоге модели выглядит так:

Информационные аспекты

 

Психика человека делит весь поток воспринимаемой человеком информации о мире на 8 частей или 8 информационных аспектов (ИА). Образно это можно сравнить с тем, как поток белого света разделяется стеклянной призмой на его цветные составляющие.
Каждый ИА (обозначенный на рисунках своим графическим изображением) отфильтровывается и поступает на обработку только одной из 8-ми виртуальных ячеек-обработчиков информации.

Каждая ячейка в зависимости от ее номера использует для обработки ИА свой комплекс алгоритмов.

model-a-structure.aspect

 

 

Так, от 4-х функциональной модели типа К.Г. Юнга А.А. перешла к 8-ми элементной модели информационного метаболизма, в которой каждая психическая функция представлена «механизмом», состоящим из фильтра своего ИА и ячейки-обработчика.

Эта модель была названа В. Медведевым Моделью А в честь ее создательницы Аушры Аугустинавичюте

Какие аспекты информации обрабатывают 8 психических функций?

ЧИ Интуиция возможностей: информация, теории, идеи, абстракция, варианты, альтернативы, потенциальные возможности, способности, внутренняя структура.

БИ Интуиция времени: будущее, прошлое, предчувствия, прогнозы, процессы во времени, распределение времени, планы, опыт (учет ошибок), возраст.

ЧЛ Логика действий: движения, действия, факты, польза, выгода, целесообразность, технологии, методы, поступки, знания.

БЛ Логика отношений: анализ (если, то …), система, иерархия, сравнение, истина/ложь, размеры, статус, формулы, законы, правила.

ЧС Волевая сенсорика: пространство, территория, власть, влияние, внешние форма и красота, масса, цвет, сила воли, физическая сила, желания.

БС Сенсорика ощущений: комфорт, отдых, здоровье, самочувствие, ощущения (5 органов чувств), эстетика, конкретика, гармония.

ЧЭ Этика эмоций: эмоции, смех, плач, энтузиазм, печаль, романтизм, тревога, паника, ужас, страх, радость, восторг.

БЭ Этика отношений: чувства, симпатии-антипатии, притяжение-отталкивание, любовь-ненависть, нравственность-безнравственность, сочувствие-бессердечность, порядочность, человечность.

 

Структура модели А

Модель А каждого типа состоит из 8-ми определенным образом расположенных функций в 8-ми ячейках. Для каждого из 16-ти соционических типов есть свой, единственный из 16 видов их распределения.

В своей модели, выстроенной в соответствии с положением психоанализа З. Фрейда о структуре психики: Эго – СуперЭго – Ид, А. Аугустинавичюте дополнительно разделила Ид на две части, выделив четвертый уровень - СуперИд.

Ментальное кольцо

1

базовая

2

творческая

ЭГО

сильные

4

болевая

3

ролевая

СУПЕРЭГО слабые

Витальное кольцо

6

референтная

5

суггестивная

СУПЕРИД слабые

7

ограничительная

8

реализующая

ИД

сильные

 

Функции модели А

model-a-structure.funksii 

Каждая пара функций, находящихся в одном кольце и имеющих разные установки

и классы называются блоком модели А.

Согласно данному правилу пары функций 4-6 и 3-5 в модели А не составляют блоки.

По такому правилу можно из восьми функций построить 16 блоков.

model-a-structure.bloki

 

Алгоритмы работы ячеек и блоков модели А 

Каждая из 8-ми ячеек модели А содержит и использует свой комплекс алгоритмов  усвоения, обработки и передачи информации: 

1. Сила или слабость

2. Контактность или инертность

3. Модальность

4. Уровни обработки информации на каждом из горизонтальных блоках:

  • Эго (интеллектуальный)
  • СуперЭго (социальный)
  • СуперИд (детский)
  • Ид (физический)

5. Мерность

6. Продуктивность-акцептность

7. Ментальность-Витальность

8. Ценностность-лаборность

И даже сами названия ячеек модели А несут дополнительную информацию об алгоритме работы каждой. 

Мы применяем знание этих алгоритмов, как для определения соционического типа, так и для выработки рекомендаций в консультативном процессе.

Два кольца ячеек

 

Ментальное кольцо осознанных ячеек (1,2,3,4), которые осмысливают действительность и сознательно действуют или к ней приспосабливаются.

Витальное кольцо подсознательных ячеек (5,6,7,8), которые решают задачи и реагируют на проблемы по большей части невербальным путем.

Четыре горизонтальных блоков 

ЭГО. Ценностный блок или блок вербального общения, взаимодействия.

Образован сильными, осознанными функциями, которые отражают главное в сущности типа. Они представляют собой зону уверенности. По этим функциям человеку предпочтительно выбирать, профессию, жизненные цели и средства к их достижению.

 

СУПЕРЭГО. Неценностный или лаборный блок невербального общения, взаимодействия.

 

Образован слабыми осознанными функции, которые служат для адаптации человека в обществе. Здесь важны общественные нормы, ожидания социума. Человек часто не уверен в содержании этих функций, в своем соответствии требованиям общества, но может набирать необходимый социальный опыт, осваивать стандарты, штампы адаптивного поведения.

 

СУПЕРИД. Ценностный блок или блок вербального общения, взаимодействия

Образован слабыми подсознательными функциями, которые легко поддаются суггестии, программированию информацией, поступающей извне. Информация по ним часто воспринимается некритично, с доверием, запоминается без анализа. Человек с благодарностью воспринимает информацию и помощь по этим функциям. Хотите сделать подарок человеку - делайте его по пятой и шестой функциям.

 

ИД. Неценностный или лаборный блок невербального взаимодействия.

Образован сильными подсознательными функциями. Содержание этих функций человек редко обдумывает, редко демонстрирует вербально. Решения принимает быстро, генерируя их на подсознательном уровне. Эти функции чаще всего включаются либо в "пожарной" ситуации, где некогда размышлять, либо в обычных бытовых ситуациях, когда привычная работа не требует "включения мозгов".

 

Вертикальные контактные/инертные блоки

 

Контактные блоки – это пары ячеек 2-3 и 5-8

Инертные блоки - это пары ячеек 1-4 и 6-7

model-a-structure.bloki-vert

 

Семантика функций контактных блоков у человека чаще проявляется или в начале контакта с человеком, или при изменении ситуации, или при резкой смене темы разговора.

Семантика функций инертных блоков у человека чаще проявляется через одно или несколько предложений после начала монолога.

 

Акцептность – продуктивность ячеек.

 Акцептные ячейки. Предрасположены к восприятию и воспроизводству в сознании действительности, обеспечению психики объективной информацией для постановки целей.

Продуктивные ячейки. Предрасположены к переработке информации, полученной акцептными элементами, к генерации новой информации, реализации целей.

model-a-structure.akcept-prod

 

Роль акцептности/продуктивности ячеек в информационной системе человека 

Функции модели А чаще всего работают в паре и прежде всего в паре: 

акцептная -> продуктивная. 

Акцептная функция формирует цель, продуктивная обеспечивает ее реализацию.

 

Это можно продемонстрировать на наиболее характерном примере, а именно, работы блока Эго, отвечающем за сознательную постановку и реализацию наших как локальных, так и глобальных целей.

Блок 

Пример работы

Блок 

Пример работы

ЧИБЛ

Выбор оптимального варианта путем анализа и сравнения количественных характеристик

БЛЧИ

Достижение справедливости и порядка путем гибкого подхода к ситуации

ЧИБЭ

Расширение возможностей путем подключения знакомых и близких (человеческого фактора)

БЭЧИ

Для сохранения отношений найти и использовать новые возможности

ЧСБЛ

Для сохранения власти корректировка законодательства

БЛЧС

Для сохранения порядка употребить власть и авторитет

ЧСБЭ

Идеология – эффективный инструмент управления и подчинения масс

БЭЧС

«Добро должно быть с кулаками»

ЧЛБИ

Как можно больше дел в единицу времени: «Время не ждет!»

БИЧЛ

Оптимизация действий для экономии времени

ЧЛБС

Обустройство рабочих мест для извлечения максимальной выгоды

БСЧЛ

Создание сети отелей для полноценного комфортного отдыха

ЧЭБИ

Достижение эмоционального подъема, накала страстей у болельщиков гонок на скоростных трассах

БИЧЭ

Дать мотивацию для ускорения

ЧЭБС

Вкусная пища для создания хорошего настроения

БСЧЭ

Создание настроения себе и окружающим для внутреннего комфорта

 

 

Размерность (условная) ячеек модели А [4]Соционика и типирование

 

Функции в ячейках 4 и 5 одномерные, они содержат только
вектор личного опыта (Я)
 

Функции в ячейках 3 и 6 двухмерные, содержат только две составляющие:
вектора личного опыта (Я) + норм (N)
 

Функции в ячейках 2 и 7 трехмерные, содержат только три составляющие:
вектора личного опыта (Я) + норм (N) + ситуации (s)
 

Функции в ячейках 1 и 8 четырехмерной содержат все четыре составляющие:
вектора личного опыта (Я) + норм (N) + ситуации (s) + глобальности (t).
 

При гармоничном развитии эти 4 вектора у человека примерно одинаковы. 

Если у человека усилен вектор глобальности, это выражается в том, что он глобально воспринимает дела, события, людей, умеет разглядеть значимые задачи, но при этом преувеличивает их ценность. 

Если у человека усилен вектор ситуации, это выражается в том, что он легко ориентируется в различных ситуациях, быстро и успешно приспосабливается к событиям, находит массу творческих решений, но при этом он склонен к приспособленчеству, может легко менять свою позицию. 

Если у человека усилен вектор норм, он тщательно и аккуратно следует соблюдению социальных норм и правил, относящихся как к работе, так и к неформальному общению, к внешнему виду, к стилю речи (как он эти правила понимает), следит за тем, чтобы правила и порядок не нарушались, но при этом ему сложно широко и творчески взглянуть на ситуацию. 

Если у человека усилен вектор личного опыта, он в большинстве ситуаций опирается преимущественно на себя, на свой опыт, при этом игнорирует другие мнения, не учится на чужих ошибках, меряет людей «своим аршином».

Особенности алгоритмов работы функции в каждой из ячеек модели А

Сильные ячейки ментального кольца (1-2)  

Первая ячейка – базовая.  Основа личности и интеллекта человека. Информацию по расположенной в ней функции он воспринимает легко и адекватно и может выступать в роли эксперта по вопросам, связанным с этой функцией. Отличается предрасположенностью к глубине погружения в «тему», к повышенной эффективности в освоении навыков самореализации и самосовершенствования.

Вторая ячейка – творческая. По расположенной в ней функции человек быстро усваивает информацию и часто генерирует ее сам, выступает в роли критика. Отличается предрасположенностью к творческому подходу, к повышенной эффективности ситуативного реагирования.

Слабые ячейки ментального кольца (3-4) 

 Третья ячейка – ролевая. По функции в ней человек в непривычных для себя условиях играет роль, использует для адаптации в новой ситуации, старается блеснуть по этой функции. Отличается предрасположенностью к использованию изученных (социальных) норм и наработанных на их основе штампов.

Четвертая ячейка – болевая точка. Информацию по функции в этой ячейке трудно воспринимать адекватно, работать по ней творчески, поэтому человека лучше не критиковать по вопросам, связанным с ней. Даже похвалу по болевой точке воспринимают с трудом. Это территория "табу" на обсуждение, а тем более на критику наработанных "устоев". Здесь уместна аналогия с физической болью: больное место лучше не трогать никак - ни с целью погладить, ни с целью уколоть. Работа ячейки отличается повышенной энергозатратностью, предрасположенностью к использованию ограниченного ассортимента штампов в подходах к восприятию и освоению новой информации, достижению результатов.

Слабые ячейки витального кольца (5-6)

Пятая ячейка – суггестивная. «Входные ворота» для информации. По функции в ней мы получаем информацию из внешнего мира с повышенной доверчивостью. Адекватность анализа ситуации достигается переработкой такой информации в своем сознании с помощью других функций.

Шестая ячейка – референтная. Расположенная в ней слабая функция, непригодна для творческой работы, однако обучение по ней происходит настолько легко, что может дать хорошие результаты. По этой функции человек ориентируется на мнение референтной группы, не противопоставляет себя. Как зададут в разговоре, так и реагирует. По ней трудно противостоять новым незнакомым обстоятельствам.

Сильные ячейки витального кольца (7-8) 

 Седьмая ячейка – ограничительная, рамочная. С помощью расположенной в ней функции человек может оградиться практически от любых нежелательных воздействий, ограничить излишнюю активность окружения. Часто проявляется в вербализации рамок и границ по соответствующему этой функции аспекту. Но это «обоюдоострое оружие», человека можно вернее всего ограничить по его же седьмой. Это обезоруживает, «подавляет» активность, может проявиться в различных «зажимах» на физическом уровне.

Восьмая ячейка – реализующаяся без слов на деле. Она включена в работу практически всегда, образует фон всей жизни человека. По ней не следует стремиться к творческой работе, зато при ее включении, это надежная опора для человека в любых ситуациях 

Диагональные императивы модели А 

Диагональным императивом Евгений Шепетько назвал пару функций, которые находятся по диагонали друг другу в модели А и принадлежат одному кольцу либо ментальному, либо витальному.  (Они не относятся блокам Модели А) 

В модели А любого типа они одинаковые и их всего четыре пары:

model-a-structure.imperativi1

Это наглядно видно на примере модели А любого типа

model-a-structure.imperativi2

Более подробно:


 Литература

1. Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: изд-во «Азбука», 1996.

2. Аугустинавичюте А. – Соционика. — М.: Чёрная белка, 2008.

3. Кемпински Антони. Психопатология неврозов Монография. – Варшава: «Польское медицинское издательство», 1975.

4. Букалов А.В.  Структура и размерность функций информационного метаболизма. // Соционика, ментология и психология личности. - 1995. - N 2

5. Нарижняк В.А. Учение Зигмунда Фрейда о бессознательном // https://upload.pgu.ru/iblock/dd9/Pages-from-CHast-11_130-sht_17.pdf

  

 

Еще статьи:

Прокофьева Т.Н. Моделирование психики

Прокофьева Т.Н.,  Девяткин А.С., Исаев Ю.В. Практическое применение горизонтальных блоков Модели А

Т. Н . Прокофьева, Ю.В. Исаев. Состояние функций блока ИД как индикатор надежности и внутренней свободы человека
Татьяна Прокофьева, Марина Кузьмина. Точка наименьшего сопротивления

Шнайдер Альберт. Интуиция возможностей у Логико-сенсорного интроверта

Ю.В. Исаев. Опора подсознания. Восьмая функция в Модели А

 


Обновлено 06.02.2024 17:41 Прочитано : 57465 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 124 гостей онлайн
Просмотры материалов : 11767979
 
В наличии имеется подлинный документ, подтверждающий кандидатскую научную степень