| 
 Маркеры для диагностики признака 
  
| Демократия | 
Аристократия | 
 
| 
 ... восприятие объекта (человека) вне контекста среды, которая его формировала, социальной иерархии, принадлежности к определенному кругу. [1] 
Строят отношения с людьми независимо от их социального положения. Важнее личные качества человека.[5] 
Считают, что люди изначально равны между собой. Если «лестница» присутствует, то она не одна, их несколько, и один и тот же человек может быть поставлен выше или ниже, в зависимости от контекста.[5] 
Могут и руководителя «воспитывать», «открывать дверь ногой» в кабинет к начальству.[5] 
«Посоветовать начальству? Ну, если я разбираюсь в этом лучше, то нет проблем».[5] 
  
Индивидуалисты. Свободная конкуренция. «Свобода, равенство, братство». «Кошка гуляет сама по себе»;  «Не трогайте меня, дайте спокойно заниматься своим делом».[5] 
... принцип горизонтальной коммуникации, то есть общения на равных. Партнёр по коммуникации как бы ставится рядом, а не сверху или снизу. Соответственно отсутствуют и характерные для аристократов атрибуты субординации. Вместо власти вышестоящего, демократы организуют координацию между субъектами одного уровня. [10] 
В научных дискуссиях демократичны, открыты. Уровень интеллекта – вот критерий, которым они пользуются, когда дают свои оценки человеку. [7]  
 | 
  ... восприятие объекта (человека) происходит в контексте среды, которая его формировала, социальной иерархии, принадлежности к определенному кругу. [1] 
 Оценивают людей с точки зрения положения в обществе или принадлежности к социальной группе.[5] 
Настроены на иерархию, «социальную лестницу», где каждый должен занимать «свою ступеньку». Соблюдают субординацию, считают ее необходимой.[5] 
Отношения в коллективе строят в соответствии с подчинением по должности или по старшинству. Заслуги определяются стажем и опытом.«Старше – значит, умнее»; «Старших надо слушаться».[5] 
  
Коллективисты.  [5] ... в компании есть некая склонность к фирменной идеологии и пропаганда коллективного образа действия. [16] 
  
... преобладание вертикальной коммуникации над горизонтальной. При вертикальных связях заметно иерархическое неравенство: начальник – подчинённый, старший – младший, свой – чужой и т.п. Такая коммуникация носит характер субординации. Человек ... оценивается прежде всего по его статусу относительно того, кто оценивает (моего уровня или нет?), а затем уже по остальным критериям. [10] 
  
 | 
 
| 
 ... демократия в третьей квадре.  
Межличностные контакты в ней максимально неформальны, титулы и звания имеют очень малый вес. Соционические типы третьей квадры ориентированы на текущий момент. Традиции прошлого для них малозначимы, а будущее их волнует только самое ближайшее. В первой квадре горизонтальное общение также является делом само собой разумеющимся, но порой переходящая границы фамильярность третьей квадры её шокирует. Здесь нет такого индивидуализма, демократия не используется в ней для выпячивания своих отклонений от общественной нормы. В первой квадре нет борьбы ущемленных меньшинств за свои права по той простой причине, что их никто не ущемляет, да они и не образуются при гармоничном образе жизни. Демократия понимается первоквадралами как разумное следование законам природы. Первая квадра существует вне времени как одна большая семья. Находится в таком «коконе» очень комфортно, но и в то же время опасно: агрессия извне его может разрушить. [10]  
 | 
 Аристократизм второй квадры – более жёсткий. Это деление на «слуг и господ», таланты и бездарности, своих и врагов, кастовость. 
  В четвёртой квадре аристократизм сглажен, образ врага, как во второй квадре, не формируется, но ведущие себя нецивилизованным способом или просто интеллектуально неразвитые особи зачисляются в разряд второсортных.  
Четвертая квадра тоже руководствуется принципом «свои – чужие» при оценке людей: живут ли другие по таким же законам, что и мы? Здесь больше выражена клановость. Сомнений по поводу оптимальности своих приоритетов, как правило, не возникает. [10]    
В дельте логики, также как и во второй квадре, являются сенсориками, а  этики – интуитами. Это также квадра аристократов, но только здесь, в отличие от второй квадры, аристократия носит не структурно-ведомственный характер, а являет собой семейно-клановую иерархию. [13] 
 | 
 
 
  
Диагностические ситуации, позволяющие с максимальной вероятностью наблюдать маркеры признака 
  
Изображение флага в рисуночных проективных тестах 
У демократов либо это был флаг неопределенного государства, либо на нем были зверюшки, игрушки, личные записи и т.д. [12]  
| 
 аристократы 
 | 
 демократы 
 | 
 
| 
 Чаще рисуют: 
Флаг конкретного государства (или сообщества) 
Герб 
 | 
 Чаще рисуют: 
Флаг неизвестного государства 
На флаге цветы, предметы, животные 
 | 
 
| 
 Даже среди дошкольников очень четко проявился признак аристократия-демократия: 
аристократы в основном рисовали государственный флаг, некоторые дошли даже доизображения герба. [12] 
 | 
 
| 
    
СЛЭ, 7 лет 
 | 
    
СЭИ, 3 года 
 | 
 
| 
    
ИЭЭ, 4 года 
 | 
    
ЭСИ, 5 лет 
 | 
 
 
  
Характерные цитаты носителей типов     
  
Демократия: 
ИЛИ (Оноре де Бальзак) 
"Во французской армии встречались люди типа Женеста: в деле они бывали даже велики, а затем вновь становились скромнейшими людьми, за славой не гнались, забывали об опасности; пожалуй, они встречались гораздо чаще, нежели то позволяют предполагать недостатки человеческой природы. Однако вы бы ошиблись, подумав, что Женеста был человек безупречный. Он отличался подозрительностью, вспыльчивостью, был придирчивым спорщиком и вечно хотел доказать свою правоту, даже если заблуждался, и был полон национальных предрассудков".[2] 
  
Аристократия: 
СЛИ (Сергей) 
На вопрос о равенстве людей Сергей однозначно ответил, что "они не равны". 
«Ненапряжные люди. Все у них хорошо» (Про жителей Гоа) 
«Очень похоже, на ощущения русской глубинки» 
«Московские друзья».  
«Ну, совещание бы собрал с министрами».  
«Либо оно там на законе держится – надо закон внимательно проштудировать. Либо оно там, я не знаю, феодальное государство… нужно там с каждым князьком пообщаться». [15] 
  
ИЭИ (С. Есенин) 
 Дорогая Изадора! ... Был у Троцкого. Он отнесся ко мне изумительно. Благодаря его статусу и его помощи мне дают сейчас большие средства на издательство...  
 ...не могу не писать Вам. Тем более тогда, когда у нас с Вами много общего. Я тоже крестьянин и пишу так же, как Вы... [4] 
...в  ситуации, когда [детям] предлагали назвать себя самим.  
 «Давай ты у нас будешь ... Коленька, хорошо?». Маленький [СЛЭ] «Жуков» посмотрел на преподавателя недовольным оскорбленный взглядом: «Николай Петров!». [12] 
  
 
| 
 На встречах ТИМ-инфо участники разных типов давали свое описание предлагаемых тренером изображений.  
Цитаты из описаний этой фотографии [17]: 
  
Аристократия: 
ИЭЭ,  «Гексли» "«Любой» прохожий не сможет попасть. Элитный клуб ... прослойка состоятельных людей".  
СЛЭ, «Жуков»: «Спортсмены, знаменитости, группа поддержки в классическом стиле».  
  
Демократия: 
(ЛИЭ, «Джек Лондон»): "Вася свою хату рекламирует"  
(Эксперт: Насмешка над аристократическими замашками).  
   | 
  | 
 
 
Применение на практике
Наиболее эффективные принципы подбора людей в компании, в коллективе которых с преобладает одна из квадр 
Демократы 
 1 квадры: 
Экономика семейного типа. При такой организации труда работают все «члены семьи» согласно своим силам и способностям. Отсутствие четких границ между руководителями и подчиненными. Подбор сотрудников не по профессионализму, а по личностным качествам, «чтобы человек был надежный и с мозгами, а остальному научим». 
  
3 квадры: 
Принципы отбора людей отчасти схожи с этапом «тусовки». На первый план опять выходит принцип доверия, но сейчас речь идет о доверии к профессионализму и чувству ответственности человека, заявившего о своей готовности достичь требуемого результата. Причем часто это доверие подкрепляется отзывами с предыдущих мест работы человека, беседами с его прежними нанимателями и т.п. 
Появляется свобода действий, которая дает людям массу возможностей для самореализации через собственную активность и инициативу. [11] 
  
Аристократы 
 2 квадры: 
Управление предприятием строится по принципу единоначалия. Четкая иерархическая структура по должностям, где каждый должен занимать «свою ступеньку». 
Ценится умение подчиняться и потенциальная способность руководить людьми. 
  
4 квадры: 
Люди, долгое время работающие в компании, имеют дополнительные привилегии. Продвижение по карьерной лестнице также может зависеть от продолжительности работы сотрудника в организации. 
Помимо единства стандартов качества разрабатывается философия корпорации (традиции, обычаи, нормы поведения), что объединяет людей и создает чувство общности по отношению к своей организации. [11] 
  
  
Некоторые затруднения могут возникнуть из-за того, что ЭСИ – демократ, а ЛСЭ – аристократ. ЭСИ относится к своему руководителю, в первую очередь, как к человеку, а не как к начальнику, и поэтому может допускать нарушения служебной иерархии, общаться с руководителем более демократично, чем это позволительно. Но, благодаря базовой  , ЭСИ видит, какое отношение вызывают у ЛСЭ те или иные его поступки, поэтому допустив оплошность такого рода он замечает это, и больше подобного себе не позволяет. [3] 
  
Квадры отличаются по признакам «веселые–серьезные» и «аристократы-демократы». При этом они компенсируют друг друга: где-то можно и пошутить с клиентом, а где-то аристократично, серьезно себя представить. [8]
  
  
Работать в одной команде «Гамлету» с «Джеком» продуктивно. Понимая общую задачу, по резонансу 2-2 (см. рис. 1), они оба творчески подходят к вопросу быстрого ее решения. Главное, обсудить вместе, что сделать и примерно как, а дальше разойтись для проработки через свои сильные стороны. Ведь резонанс 1-3 и 3-1 (по логике действий и этике эмоций) не дает возможности на равных обсуждать возникающие проблемы или задачи, и экспертно обсуждать их совместно, в такой ситуации один всегда имеет преимущество над другим. В варианте взаимодействия начальник – «Джек Лондон», подчиненный – «Гамлет» такое несоответствие выглядит вполне уместно для «Гамлета», как для аристократа. [9]
  
Демократия «Джека Лондона» позволяет ему здраво решать и обсуждать вопросы, несмотря на статус или деловое положение оппонентов. [9]   
    
В дополняющих парах партнеры совпадают по признаку «аристократы – демократы»: или оба аристократы, или оба демократы. Это объяснимо с точки зрения удобства общения, критериев оценки людей: наиболее комфортное общение происходит со «своими людьми»: как по подходам к людям, так и по интересам. Любопытно заметить, что и в конфликтной паре тоже совпадает признак «аристократы – демократы». Это еще раз доказывает, что как любить можно только «своих», так и конфликтовать можно тоже только со «своими». Не зря же древние мудрецы говорили: «подобное притягивает подобное». Если у партнеров совсем разные жизненные позиции и интересы, конфликта не получится, они просто разойдутся в разные стороны, не представляя никакого интереса друг для друга. А вот в парах, где отношения несимметричные – контроль или заказ – обязательно один из партнеров аристократ, а другой – демократ. Возможно, и этим объясняется непонимание позиций друг друга в таких отношениях. [10]   
 Иногда действия аристократов могут восприниматься демократами, как ритуальный танец, формальный подход к общению: обильно постучать в дверь, заглянуть, поздороваться, спросить можно ли войти, войти, подождать, пока человек закончит свои дела и уже переходить к делу. Очень много действий, которые будут оценены по достоинству, будь за дверью аристократ, потому что это ты пришел к нему, это тебе от него что-то нужно, потому что он выше тебя на иерархической лестнице сейчас и нужно показать, что это всем понятно и принято. Я до сих пор так делаю с врачами на всякий случай, от их же значимости порой зависит их настроение, а от их настроения зависит мой успех в переговорах о моем здоровье. (...)       [10]   
Попросите у него совета, как подать себя «круто». Гексли это понимает, он аристократ. Это функция ролевая, по ней он подает себя в новых ситуациях. [14]  
 
   
Возможные проблемы при наблюдении признака 
  
Разграничение с психософией Афанасьева 
Стоит обратить внимание на еще одно проявление двухступенчатой картины мироздания, присущей первой и четвертой Волям. Афанасьев пишет: 
«С двухступенчатой картиной мироздания в сознании первой Воли связана еще одна любопытная, многих обманывающая черта поведения "царя": его мнимый демократизм. Дело в том, что первая Воля действительно относится к окружающим ровно, не различая чинов и званий. Однако источник этого явления не в природном демократизме, а в простоте живущей в ее душе картины: есть только верх и низ – а более сложные иерархические построения произвольны и лукавы».  
Здесь хочется дополнить, что про четвертую Волю можно сказать тоже самое с учетом того, что она отводит себе нижнюю ступень в иерархии. Так же некоторые проявления четвертой Воли как например непризнание авторитетов тоже могут показать её носителя истинным демократом. Люди с четвертой Волей действительно часто не признают авторитетов, но только когда относятся к другим как к себе, ведь для четвертой Воли как собственный, так и чужой авторитет – это так, ерунда, или, пользуясь термином Александра Юрьевича, «пустячок». Однако понимание демократических проявления этой функции осложняется наличием у каждого человека проявлений соционической дихотомии, которая так и называется: «аристократия-демократия». Проявления этой дихотомии настолько похожи на проявления описанные А.Ю. Афанасьевым, что невольно задаешься вопросом – может быть это одно и тоже? Однако практика показывает, что и аристократы и демократы могут обладать любой Волей и здесь есть обширное поле для исследований. [6] 
Как связаны аристократический менталитет по Переслегину и соционический признак «аристократия»? 
... аристократический менталитет усиливает некоторые черты, свойственные соционическим аристократам (например, желание иметь «статусные» вещи), так что в отдельных моментах связь есть. [18]
  
 Варвар больше внимания уделяет людям и неформальным отношениям, чем общественным институтам и юридическим статусам, что можно перепутать с признаками «этика» или «демократия». [18] 
      
 
  
  
Использованные публикации: 
- Прокофьева Т.Н. Краткое описание признаков Рейнина.
 
- Оноре де Бальзак. Сельский врач
 
- Сипайло А.И. Негативный эффект работы ограничительной функции в полудуальных отношениях на примере отношений ЛСЭ и ЭСИ
 
- Розова М.Ю. Есенин – поэт и «Есенин» – ТИМ
 
- Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Соционический подход к повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности педагога, школьного психолога
 
- Девяткин А.С., Клеопов П.Е. Психософия. Монологовые Воли: сходства и различия
 
- Прокофьева Т.Н., Девяткин А.С. Концепция обучения и практической подготовки кадров для системы профориентации подростков
 
- Прокофьева Т.Н., Князев А.Е. Соционический анализ коллектива. Отчеты 1 и 2
 
- Волкова О.Н., Долинин Д.Л. «Джек Лондон» глазами «Гамлета» и «Гамлет» глазами «Джека Лондона»
 
- Луцева У.С. Демократический «детеныш», воспитанный аристократом
 
- Балашева Н.С. Диагностика и описание корпоративной культуры компании с точки зрения квадральных ценностей
 
- Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г., Девяткин А.С., Исаев Ю.В. Методика определения психологического типа детей дошкольного возраста
 
- Прокофьева Т.Н., Каменева С.К. Еще раз о квадральных ценностях
 
- Прокофьева Т.Н. ,  Прокофьев В.Г. Алгебра интертипных отношений
 
- Писарев В.С. Обоснование ТИМа по результатам соционического интервью
 
- Лытко Н.В. ТИМ организации, как психо-информационной системы
 
- Овчинникова А.С., Прокофьев В.Г. «Это вы здесь видите сенсорику!» или «У каждого своя соционика!»
 
- Малисов М.А. Соционика и теория менталитетов
  
 
Экспериментальные данные (2008-2009) 
Исследования признака «Аристократия-демократия» 
1. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Исследование соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Аристократия-демократия» как психического феномена. Часть1. Методика эксперимента. 2. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Исследование соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Аристократия-демократия» как психического феномена. Часть 2. Что показал эксперимент 
3. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Исследование соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Аристократия-демократия» как психического феномена. Часть3. Повторяемость. 
4. Прокофьев В.Г. Контент-анализ текста как инструмент диагностики соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Аристократия-демократия». 
 				
					
				
					 |