| Прокофьев В.Г. В статье рассмотрен пример практического применения Puzzle-технологии соционической диагностики [1]. Продемонстрированы некоторые технологические приемы используемого подхода, такие как анализ и текстовых и рисуночных материалов. Показано, как возрастает надежность выводов о соционическом типе за счет комбинации признакового и модельного подходов. В статье использованы картина и интервью художника.   Puzzle-технология – это научно обоснованная технология соционической диагностики. В ее основе 
использование комплекса методик наблюдения и регистрации информации;применение признакового и модельного подходов для ее анализа;выход на тип информационного метаболизма (ТИМ) испытуемого несколькими независимыми способами. В списке ее преимуществ: 
многократная самопроверка экспертом получаемых выводов путем обработки заведомо избыточного количества информации;наличие критерия надежности диагностики [1]. В настоящий момент в своей консультативной деятельности мы используем две разновидности Puzzle-технологии: 
структурированное диагностическое интервью;групповой диагностический тренинг. И в том и в другом случае эксперт с помощью дополняющих друг друга методик регистрирует и анализирует типологические маркеры в: 
 
текстах ответов испытуемого;
 проявлениях невербалики (мимика, жесты);внешних данных испытуемого (пропорции тела; характер движений; вид, качество и стиль одежды);результатах выполнения им проективных тестов (тестовые рисунки, мини-эссе, фантазии на темы сказочных сюжетов). В качестве вспомогательных материалов эксперт может использовать имеющиеся в наличии видео, фото сюжеты с участием испытуемого, написанную им прозу, стихи, тексты раннее проведенных интервью, созданные им произведения изобразительного искусства, музыкальные сочинения. В данной статье качестве иллюстрации работы Puzzle-технологии мы приведем анализ текста интервью с художником В. Ф. Орловским с его персональной выставки. А также диагностический разбор одной из его авторских работ. (Картина взята из видео-интервью с художником [2]). Начнем с картины. Она выполнена в художественном направлении, названным живописцем «космопластицизм». Модельный подход с наблюдением маркеров аспектов и работы функций модели А не применим для анализа картин, поэтому для ее соционического анализа используем Признаковый подход с наблюдением маркеров признаков Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР) и соционических малых групп (МГ) [3]. 
 Сфокусируемся на ее центральной композиции. Остальное пространство полотна в силу максимального размытия деталей на нем играет скорее роль общего фона и может быть вынесено за пределы рассмотрения. Результаты анализа сведены таб.1. Таблица 1. Соционический анализ картины художника 
| Типологические маркеры признаков | Признаки | Маркеры качества |  
| - изображение абстрактно - цель автора передать зрителю общую идею, а не красоту и проработанность отдельных элементов.
 | Интуиция [4] | Сильная |  
| - детали не прописаны, контуры фигур размыты - ограниченный цветовой спектр (минимум оттенков) - ограниченный выбор форм объектов (для такого фантазийного сюжета): использованы две простые геометрические формы: прямоугольные параллелепипед и шар - ошибки в передаче объемов и светотени: шип раковины не имеет объема и перспективы (выглядит как неровность в плоскости береговой линии), у дальнего шара отсутствует тень. | Сенсорика[4] | Слабая |  
| - много то ли ангелов, то ли статуй, но мы не видим ни одного изображения их лиц и соответственно выражаемых ими эмоций - тела скульптур также не передают никаких эмоций. | Этика[5] | Слабая |  
| - на картине много правильных геометрических форм, прямых линий - на картине нет объектов, предметов, несущих эмоциональную окраску. | Логика[5] |  |  
| - на картине нет движения, фокус внимания - в неизменности объектов. Пройдет минута, день, вечность – ничего не предполагает никаких изменений. Вечные горы, вечное море и вечные скульптуры. | Статика[6] | Сильная |  
| В море на полном полотне то ли скалы, то ли лодки. Но разглядеть какое-либо движение не представляется возможным. Фокус внимания автора направлен именно на статичную центральную композицию. | Динамика[6] | Слабая |  
| - много объектов в поле внимания, не связанных с автором сложившимися отношениями: горы, скалы, море, скульптуры, бесконечная набережная. | Экстраверсия[7] | Сильная |  
| - нет намека на какие-либо взаимоотношения между ангелами. | Интроверсия[7] | Слабая |  
| - в строгом порядке расположения повторяющихся объектов один постамент оставлен пустым. | Иррациональность[8] |  |  
| - рассматривается абстрактно-уникальная ситуация некого форпоста в голой (далекой от любого жилья) пустыне. | «Рыцарь» [9] |  |  
| - единственное средство защиты ангелов – меч в руке одного из них, но по виду он скорее всего в нерабочем состоянии - в изображенной ситуации нет ни намека на какие-либо возможные угрозы. Только вечный покой и ангелы. | Рассудительность[10] |  |  
| Позитивизм[11] |  |  
| - в основном использованы пастельные бело-голубые цвета | I квадра [12] |  |  Текст для дальнейшего анализа взят из интервью [13] Для анализа авторского текста применимы и модельный и признаковый подходы к диагностике. В таблице 2 оба подхода полноценно продемонстрированы. Таб. 2. Соционический анализ текста интервью 
| Фразы  | Аспекты, признаки | Маркеры качества |  
| Корреспондент (К): Вы организовали большую по объему выставку авторских работ… | ЧС [14] |   |  
| Безусловно выставки лучший способ общения художника с миром. | Конструктивизм [15] | Сразу к делу без этики. |  
| Позитивизм | Начал с преимуществ |  
| БЛ [14] | Контактная (начало диалога) |  
| ЧС [14] | Слабая (ушел от ЧС в вопросе к БЛ) |  
| БЛ | Сильная |  
| В моем случае композиции, космические инсталляции, архитектура, картины - это разные формы единого творческого процесса познания мира. | БЛ | Сильная, ментальная, продуктивная, мерность>2 |  
| «Исследователь» [16], Субъективизм [17], Статика |  |  
| Позитивизм | Внимание к тому, что объединяет |  
| В то же время ценность работы часто определяется не размером и формой, а идеей, ее гармонией, проникновением в суть вещей. | ЧС | Слабая (нивелируется + уход на другой аспект) |  
| ЧИ [14] | Сильная, в ценностях, на нее переход с ЧС |  
| Поясню свою мысль на классическом примере. Что более значимо в иерархии искусств картина Леонардо Мадонна Лита или архитектурный объект собор Св. Петра в Риме? Если рассматривать их как произведения искусства, то независимо от размера, формы и пластики они оба бесценны. | ЧС | Слабая (нивелиру-ется значение) |  
| Логика | Сильная (если…, то) |  
| Экстраверсия,Статика
 |  |  
| Поэтому я рассматриваю наряду с живописью и архитектуру как объект искусства и соответственно выставляю ее наравне с картинами. | БЛ, Субъективизм | Сильная |  
| ЧЛ [14] | Продуктивная |  
| Персональная выставка – это демонстрация личного творчества, главной формы свободного выражения художника, архитектора. | Демократия [18] |  |  
| Творчество во многом таинственный, необъяснимый человеческий акт. … | ЧИ, Процесс [19],Иррациональность
 | Сильная, акцептная |  
| Через выставки художник ведет сложный диалог с обществом о самых насущных проблемах, включая и так называемые вечные вопросы смысла и назначения человека в этом мире. | ЧЛ | Сильная, продуктивная |  
| ЧИ, БИ [14] | Сильные |  
| «Процесс», «Деловой стиль» [20] |  |  
| Но непосредственное физическое присутствие на выставке в отличии от интернета позволяет увидеть и почувствовать истинный цвет, форму мазка, | ЧС | КонтактнаяСлабая («истинный» - крайность по ЧС)
 |  
| живую эволюцию идеи по эскизам и вообще полноценно ощутить живую ауру творчества. | БИ, ЧИ | Сильные, акцептные |  
| Правда в плане архитектуры хорошо было бы в дополнение к выставке и одновременно увидеть архитектуру храмов в окружении природы. | ЧС, Статика | Слабая (запрос) |  
| В будущем я все же планирую и включение экскурсий в экспозицию выставок. | БИ+ЧЛ, «Деловой стиль» | Ид, блок акцептной БИ и продуктивной ЧЛ (кратко,витально) |  
| К: Выставка сложная, многоплановая. Можете Вы сформулировать некую идею как главную мысль выставки и что Вы считаете Вашим личным вкладом в искусстве. | ЧИ,ЧЛ
 |   |  
| Мой личный вклад в искусство, как мне представляется, — это созданное мною художественное направление «космопластицизм». | ЧЛ, «Рыцарь», 1 квадра |  |  
| Искусство, как важнейшая форма творчества, является органической частью космического процесса развития цивилизации, и «космопластицизм» есть осознание этого процесса в искусстве в новых условиях развития цивилизации в ХХl веке. | БЛ, ЧИСтатика,
 Экстраверсия
 Процесс
 | ЭГО |  
| Я неоднократно высказывался по этому поводу. | ЧЛ |  |  
| В настоящее время, как я заметил, многие коллеги уже воспринимают направление «космопластицизм», как некую свершившуюся реальность. Что уже большой прогресс. | Процесс, «Деловой стиль» |  |  
| У архитекторов «космопластицизм» ассоциируется преимущественно с новым космическим масштабом пластики, но я хочу обратить внимание на важнейшую составляющую парадигмы этого явления – космическое качество во всех формах искусства. … | БЛ, ЧИ | Сильные |  
| 1 квадра, Статика |  |  
| Позитивизм | Внимание к тому, что объединяет |  
| Нужна компания … Нужно, чтобы были люди, которые имеют выход туда [жест - вверх], к тем, кто это решает. И вот пройти всю эту лестницу, собирать документы, собирать по крохам, правильно заполнить. Вот все и составляет потом… | БЭ [14] | Запрос на БЭ, блок Суперэго (нужна) |  
| «Управленец» [16] | Слабый (Неуверенность в своей компетенции в части последовательного прохождения формальных процедур) |  
| Очень часто для достижения этого качества необходимо освоить творчество предшествующих эпох, образно говоря, встать на их плечи, чтобы увидеть новые горизонты. | БИ | Акцептная, сильная, витальная |  
| ЧЛ | Продуктивная |  
| ЧИ | Акцептная, мерность - 4 |  
| «Космопластицизм» - это вершина пирамиды, фундамент которой базируется на достижениях предыдущих эпох. Этот процесс я представил в виде таблицы эволюции чистых форм в искусстве. … | БЛ | Продуктивная, сильная, ментальная |  
| Экстраверсия |  |  
| Часто рассматривая картины таких старых мастеров как Леонардо и Сальватора Розы, я сильно подпадал под их влияние, остро ощущая их таинственную ауру. И в какой-то момент я почувствовал необходимость создать свою версию на тему этих картин, но с современным подтекстом. | БИ, Процесс | Акцептная |  
| БЛ | Продуктивная |  
| Картина появилась спонтанно, как бы помимо моей воли. Я не уверен, что она закончена и возможно я еще вернусь к ней. … | Иррациональность |  |  
| К: Расскажите о планах на будущее, о чем мечтаете? |   |   |  
| Парадокс в том, что несмотря на годы я только сейчас начинаю понимать смысл своей профессии. … | Тактика [21] |  |  
 Несомненно можно поспорить с отдельными маркерами. Субъективность конкретного эксперта никто не отменяет.Но именно такое накопление заведомо избыточного количества данных позволяет существенно уменьшать вероятность ошибок в определении ТИМа, в том числе связанных с профессиональным опытом и текущим состоянием эксперта.
   Результаты соционического анализа: Таким образом мы проанализировали картину художника и несколько страниц текста интервью с ним, используя Puzzle-технологию. Собранной  информации достаточно, чтобы неоднократно выйти на выйти на ТИМ художника, сравнить полученные результаты и тем самым проверить себя и надежность окончательного вывода. Сколько же независимых выходов на ТИМ мы получили? 
 С помощью комбинаций из четверок ПАР – 3 выхода 
| Выход I. (По базису Юнга) 
Интуиция ЛогикаЭкстраверсияИррациональность | Выход II. 
Демократия Субъективизм ПозитивизмКонструктивизм | Выход III. 
Статика РассудительностьПроцессТактика |    С помощью соционических МГ– 2 выхода 
| Выход IV 
«Исследователь»«1 квадра» | Выход V 
«Рыцарь» «Деловой стиль»БЛ в ЭГО (добавляем из модельного подхода для полноценного пятого выхода на ТИМ) |      С помощью модели А – 5,5 выходов 
| Выход VI 
ЧЛ - ПродуктивнаяЧЛ - в ИдБИ – Сильная
 | Выход VII 
ЧС – Слабая, ЧС - Контактная БИ - ВитальнаяЧЛ - Сильная | Выход VIII 
ЧИ - СильнаяЧИ - в ценностных блоках (ЭГО или СуперИД)БИ - Акцептная |  
| Выход IX 
ЧИ - в ЭГОБЛ - Мерность >2БЛ - Продуктивная | Выход X 
ЧИ – 4-х мернаяБЛ - ментальная |  Не полный выход XI |  
 Собранная информация сделала возможным более десяти раз выйти на ТИМ! Для демонстрации технологии была использована диагностика соционического типа художника В. Ф. Орловского, который эффективно использует в творчестве свои сильные стороны (особенности своего типа информационного метаболизма). Это способствовало тому, что в результате все пройденные пути указали на ТИМ ИЛЭ. И это не такой уж уникальный случай, хотя по нашему опыту вовсе не является общим правилом. Такой результат мы получаем при диагностике людей с так называемыми «чистыми», «реализованными» типами. При диагностике таких людей достаточно 4-5 раз подряд выйти на один и тот же тип, чтобы уже с уверенностью его назвать. Значительно чаще мы наблюдаем у наших клиентов игнорирование (в силу тех или иных причин) своих предрасположенностей, подаренных природой в виде ТИМа. Это обычно бывает связано с особенностями (в том числе и проблемами) накопления их индивидуального жизненного опыта, влиянием других типологий. И тогда мы наблюдаем размывание выраженности отдельных ПАР, неопределенность качества работы отдельных функций. Это естественно усложняет диагностику, приводит к тому, что результаты наблюдений будут выводить нас на разные ТИМы. Это не значит, что у человека нет ТИМа, «размытый» ТИМ или у него несколько ТИМов. Это значит, что необходимо добирать и добавлять в обработку новые данные, подробнее анализировать специфику рассматриваемых ситуаций или их предыстории, влияющих на те или иные флуктуации результатов. И тогда мы, собирая маркеры ПАР, МГ или психических функций, выделяем из них те, которые интерпретируются нами как однозначные (в силу их многократного однородного повторения). И уже с их помощью осуществляем 4-5 выходов на ТИМ. И если в результате выходим на один и тот же, завершаем диагностику. Если нет, диагностический процесс продолжается, мы проводим дополнительные наблюдения, собираем новую порцию данных и так до получения результата. С помощью такого подхода мы обеспечиваем требуемую надежность диагностик. Выводы. Статья продемонстрировала возможности и достоинства Puzzle-технологии для применения в реальной практике диагностики типа информационного метаболизма. Литература 1. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Puzzle-технология. Стандарты качества соционической диагностики2. Виктор Федорович Орловский "Космопластицизм". Выставка в МАрхИ 2011
 3. Сайт НИИ Соционики. Соционика. Признаковый подход.
 4. Сайт НИИ Соционики. Интуиция–сенсорика.
 5. Сайт НИИ Соционики. Логика–этика.
 6. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Статика-динамика".
 7. Сайт НИИ Соционики. Экстраверсия-интроверсия.
 8. Сайт НИИ Соционики. Рациональность–иррациональность.
 9. Амирова Е.А. О Королях, Пажах, Рыцарях и Дамах.
 10. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Рассудительность-решительность"
 11. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Позитивизм-негативизм"
 12. Прокофьева Т.Н., Каменева С.К. Еще раз о квадральных ценностях.
 13. Персональная Творческая Мастерская Орловского В.Ф.
 14. Прокофьева Т. Н. Семантика аспектов. В кн. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом . Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз», 2008. – 323 с.
 15. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Конструктивизм-Эмотивизм"
 16. Прокофьева Т. Н. Психологические типы и способности к профессии. АБИТУРИЕНТ, №11, 2003г.
 17. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Весёлые-серьёзные"
 18. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Аристократия-демократия"
 19. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Процесс-результат"
 20. Ю.В. Исаев, Т.Н. Прокофьева. Деловой стиль общения.
 21. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Тактика-стратегия"
   Еще примеры использования Puzzle-технологии диагностики: Прокофьев В.Г. Puzzle-технология диагностики соционического типа. Пример применения-2. Иосиф Бродский // Сайт НИИ Соционики http://socionics.ru/component/content/article/49-diagnostickat/762-brodski Прокофьев В.Г. Puzzle-технология диагностики соционического типа. Пример применения-3. Алексеев Г. И. // Сайт НИИ Соционики http://socionics.ru/component/content/article/49-diagnostickat/781-alekceev    
 |